Войти
EN

Пётр Фёдорович Каптерев

Российский и советский педагог и психолог. Является основоположником отечественной педагогической психологии. Одним из первых дал систематическое изложение развития российской педагогики за весь период существования. Разработал свою периодизацию её развития.
Годы жизни
1849 – 1922
Регион
Российская империя
Научная школа
Историко-педагогическая концепция
Источник идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1849 – 1922

Петр Федорович Каптерев [7(19).7.1849, с. Клёново, ныне Подольского района Московской обл., - 7.9.1922, Воронеж], русский педагог и психолог.
Учился в Вифанской духовной семинарии. В 1872 окончил Московскую духовную академию. Преподавал психологию и педагогику в средних и высших учебных заведениях Петербурга, активно участвовал в работе Петербургского комитета грамотности и различных педагогических обществ; один из организаторов 1-го съезда по семейному воспитанию и 1-го
Всероссийского съезда по педагогическая психологии (1906). К. выступал с требованием создания единой школьной системы, доступной для всех слоев народа; первым шагом к этому он считал преобразование начальной школы в 6-летнюю и уравнение её курса с курсом городских училищ. После революции работал в г. Острогожске Воронежской области, затем был профессором педагогики Воронежского университета.
Автор работ по теории и истории педагогики: 'Новая русская педагогия, её главнейшие идеи, направления и деятели' (1897), 'История русской педагогии' (1910). Его заслугой является попытка создать психологически обоснованную дидактику; в работах 'Дидактические очерки' (1885), 'Педагогический процесс' (1905) и др. он разрабатывал такие дидактические проблемы, как цель и задачи обучения, выбор предметов учебного курса и их распределение, методы обучения и др.
Ценным вкладом в развитие педагогики семейного воспитания являются работы К. 'Задачи и основы семейного воспитания' (1898, 2 изд., 1913), 'О природе детей' (1899), 'О детских играх и развлечениях' (1898), а также 'Энциклопедия семейного воспитания и обучения', редактором которой он был с 1898.
Каптерев П. Ф. видный представитель эмпирической психологии в России. Он автор ряда работ по детской и педагогической психологии, которая, по мнению Каптерева, слагается из трёх элементов: данных общей психологии, возрастной психологии и учения о типах душевной жизни ('Педагогическая психология', 1877). Разрабатывая учение о типах душевной жизни ('Из истории души. Очерки по истории ума', 1890, и др.), К. пересматривает и развивает типологические концепции П. Ф. Лесгафта, А. С. Вирениуса, Т. Рибо.
Умер 7 сентября 1922 в Воронеже.

Вся биография

Идеи

Общее основание педагогики-антропология (прежде всего, физиология и психология)

Первейшее требование к обучению и воспитанию детей, к "образовательному процессу" - это "сообразность его со свойствами детской натуры. Ребенок, согласно П. Ф. Каптереву, несет с собой новизну, небывалые еще на свете сочетания психических свойств, предпосылки новых творческих возможностей. Он писал, что "отличительные свойства детей составляют ту одаренность, ту гениальность, малую частицу которой приносит с собой в мир каждый нормально рождающийся младенец". Он выступал против форм воспитания, не позволяющих свободно развернуться детской натуре, раскрыться всем свойствам возраста.

Необходимость вариативности общеобразовательных школ

Был горячим поборником внимания к ребенку как к индивидуальности. Он
указывал на наличие у каждого индивидуально своеобразных наследственных задатков и ставил вопрос так: что же такое ребенок - есть ли это бесформенный мягкий материал, из которого воспитатель может вылепить какую угодно
фигуру, или же приходится говорить о расположенности детей к развитию в разной мере и небезразлично, в каком направлении? Понятно, что только вторая часть вопроса соответствовала его собственным представлениям. Он считал, что воспитание должно отвечать потребностям и свойствам конкретного ребенка.
В понимании причин становления индивидуальности он не склонен был выдвигать на первый план роль воспитания и внешних факторов.
Петр Федорович подчеркивал, что каждый растущий человек уже от рождения несет в себе определенные предрасположения. Его развитие, устремления, характер деятельности имеют своей предпосылкой сочетание общечеловеческих и индивидуальных наследственных свойств. Это означает, что педагог не сможет реально оценивать свою роль и размеры своего влияния без действительного, конкретного знания того, с кем он имеет дело. Петр Федорович задается вопросом, что же нужно сделать, чтобы для талантов создавалась благоприятная почва, чтобы они росли, множились? Свой ответ он начинает с указания на значение бытовых, гигиенических условий развития детей. Он отводит довод о том, что многие таланты жили в трудных материальных условиях, имели горький жизненный опыт: это так, но нужно доказать, что они развивались благодаря, а не вопреки этому, - кто знает, сколько талантов погибло от нищеты, от заболеваний, которых могло бы не быть? Другое, считает он, о чем нужно заботиться: чтобы такие дети проходили учебный курс в хорошей школе, где педагог мог бы подметить проявления необычных способностей. Он исходил из того, что образование необходимо талантам: примеры различных самоучек и изобретателей, открывающих иногда по незнанию давно открытое, показывают, как бесполезно могут растрачиваться силы при отсутствии нужного общего развития и специальной подготовки. Он указывал, что полагаться только на природу нельзя: драгоценный камень требует обработки, того же требует и
талант. Согласно П.Ф. Каптереву, наиболее серьезный недостаток общеобразовательной школы - в ее однообразии, неготовности приспособиться к разным способностям детей. Следует обратить внимание на то, что П.Ф.
Каптерев придавал важнейшее значение саморазвитию и самовоспитанию.

Идея автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви

С этих позиций:
✓ разработал вопросы теории педагогического процесса, выявил его роль в
формировании личности свободного гражданина и общественного деятеля. По
Каптереву, общечеловеческое содержание педагогического идеала должно преобладать над "народными" ценностями, которые различны для каждого сословия;
✓ исследовал важнейший период в истории отечественной педагогики и школы - судьбу народного образования в России после отмены крепостного права (1861);
✓ охарактеризовал общие периоды развития русской школы и педагогики за время существования Российского государства;
✓ проанализировал источники движения теории и практики школьного воспитания и всей системы народного образования;
✓ с демократических позиций критиковал политику самодержавия в области народного образования и существовавшую систему школ.

Оригинальная историко-педагогическая концепция

В мировом историко-педагогическом процессе акцентировал развитие общечеловеческих, гуманистических и демократических ценностей. Связывал педагогические традиции народа с его самосознанием. Был сторонником идеи единства общечеловеческих и национальных начал воспитания и образования, историко-педагогический процесс в России соотносил с общеевропейским. Исследовал народное образование в России после отмены крепостного права, охарактеризовал общие периоды развития русской школы и педагогики за время существования Российского государства, проанализировал источники движения теории и практики школьного воспитания и всей системы народного образования. Считал, что движущей силой педагогического исторического процесса является борьба между консервативным и прогрессивным направлениями педагогического движения. С демократических позиций критиковал политику самодержавия в области народного образования и существовавшую систему образования. Сформулировал критерии ценности научных трудов по истории педагогической мысли.

Все идеи

Книги

Thumb thumb
Каптерев П.Ф. История русской педагогики. — 2-е изд. — Пг.: «Земля», 1915
Пётр Фёдорович Каптерев
Каптерев П.Ф. История русской педагогики. — 2-е изд. — Пг.: «Земля», 1915
Thumb ped kapterev 1982
Каптерев П. Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей.//Избранные педагогические сочинения
Пётр Фёдорович Каптерев
Каптерев П. Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей.//Избранные педагогические сочинения
Склюева Е.А. Саморазвитие и самосовершенствование личности как основа педагогического процесса в трудах П.Ф. Каптерева//Педагогическая психология. – 2013. - №4. – С. 23-26
Пётр Фёдорович Каптерев
Склюева Е.А. Саморазвитие и самосовершенствование личности как основа педагогического процесса в трудах П.Ф. Каптерева//Педагогическая психология. – 2013. - №4. – С. 23-26
Днепрова Т.П. Идея развития и гармонии в демократической неолиберальной педагогической парадигме П.Ф. Каптерева И С.И. Гессена// Образование и саморазвитие. 2010. Т. 3. № 19. С. 171-177
Пётр Фёдорович Каптерев
Днепрова Т.П. Идея развития и гармонии в демократической неолиберальной педагогической парадигме П.Ф. Каптерева И С.И. Гессена// Образование и саморазвитие. 2010. Т. 3. № 19. С. 171-177
Лунёв Р.С. Развитие идей П.Ф. Каптерева в истории дореволюционной и советской педагогики// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2013. Т. 19. № 2. С. 134-138
Пётр Фёдорович Каптерев
Лунёв Р.С. Развитие идей П.Ф. Каптерева в истории дореволюционной и советской педагогики// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2013. Т. 19. № 2. С. 134-138
Баранникова Н.Б. Методологические позиции и концептуальные подходы П.Ф. Каптерева к историко-педагогическим проблемам// Вестник РМАТ. 2016. Т. 1. № 1. С. 90-93
Пётр Фёдорович Каптерев
Баранникова Н.Б. Методологические позиции и концептуальные подходы П.Ф. Каптерева к историко-педагогическим проблемам// Вестник РМАТ. 2016. Т. 1. № 1. С. 90-93
Салов А.И. Предпосылки обоснования гуманистического образа учителя в педагогических взглядах П.Ф.Каптерева// Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. 2008. № 10
Пётр Фёдорович Каптерев
Салов А.И. Предпосылки обоснования гуманистического образа учителя в педагогических взглядах П.Ф.Каптерева// Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. 2008. № 10
Ещё 3 книги

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.