Войти
EN

Василий Порфирьевич Вахтеров

Российский педагог, учёный, методист начальной школы, деятель народного образования. Является основоположником педагогической концепции, которая получила название «Эволюционная педагогика». Её основу составляет идея развития, то есть трактовка обучения и воспитания как поступательного движения, соединённая с убеждением, что образование во всех его видах и формах является одним из важнейших факторов общественного прогресса
Годы жизни
1853-1924
Регион
Россия
Научная школа
Эволюционная педагогика
Источник идей
Последователи идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1853-1867

Родился в Арзамасе, в семье сторожа Арзамасского духовного
управления (отсюда фамилия). Начальное образование получил в семье. У
мальчика рано обнаружились незаурядные способности, и в восьмилетнем
возрасте в 1861 году он был отдан в Арзамасское духовное училище
После его окончания, в 1867 году поступил в Нижегородскую
духовную семинарию, где у него возник интерес к педагогике и психологии.
(В настоящее время в этом здании находится 2-й корпус Мининского
университета)

1871 - 1880

Однако семинарию он не окончил. Под влиянием работ
К.Д.Ушинского, Н.И. Пирогова, Н.Г. Чернышеского и других статей,
опубликованных в журнале «Учитель» семинарист Вахтеров увлёкся
народническими идеями и призывом «идти в народ». Молодой человек
приходит к мысли о том, что наилучшей формой служения народу является
деятельность народного учителя. Не окончив семинарского курса, в 1871
году он сдал экзамены на звание домашнего учителя, чтобы иметь право
работать в начальной народной школе. С 1871 по 1784 годы работал в
начальных школах в уездных городах Нижегородской губернии:
Васильсурске и Ардатове. В Ардатове вместе с другими учителями-
энтузиастами бесплатно вёл занятия в открывшемся по их инициативе
женском училище.
После окончания одногодичных педагогических курсов при
Московском учительском институте работал в системе народного
образования Смоленской губернии (1875-1890 гг.). Был учителем-
инспектором Духовщинского городского училища. В организации обучения
придавал большое значение развитию у детей интереса, любознательности,
воспитанию любви к природе, к книге.

1881 - 1902

В 1881 году был назначен
инспектором народных училищ четырёх уездов Смоленской губернии.3
Инспектируя школы, давал показательные уроки по новой методике. В это
период начинает печатать статьи о проблемах всеобщего начального
обучения в периодической печати.
В 1980 году энергичного, талантливого педагога переводят в Москву
на должность инспектора народных училищ. В 1990-е годы В.П. Вахтеров
принимает активное участие в общественно-педагогической деятельности.
Он является членом комиссии по народному образованию Московского
губернского земства, принимает активное участие в Московском комитете
грамотности, пропагандирует идею всеобщего обязательного начального
обучения, участвует в организации воскресных школ и внешкольных
учреждений для рабочих. Участвует в работе Московского технического
общества и организации его съездов, где по его инициативе обсуждались
вопросы народного образования, редактировал материалы II съезда.
На Всероссийской промышленной выставке 1896 года, проходившей в
Нижнем Новгороде, пропагандировал учителям новые методы обучения и
идею создания учительского объединения. В этой деятельности
Министерство народного просвещения усмотрело отступление от политики
правительства. Из-за критики программ Министерства в 1886 году В.П.
Вахтеров был вынужден подать в отставку, но продолжал заниматься
просветительской деятельностью. В 1897-1902 годах он читал лекции на
летних педагогических курсах, с 1897 года по 1903 вёл педагогическую
деятельность в частной школе при Морозовской мануфактуре в Твери.
В 1900-е годы он много пишет и публикует. Выходят в печати первый
выпуск его учебника «Букварь», подготовленная совместно с женой книга
для классного чтения «Мир в рассказах для детей», методическая работа «На
первой ступени обучения: методическое руководство к «Букварю», а также
книги «Внешкольное образование народа», «Всеобщее обучение»,
«Народные чтения», «Нравственное воспитание и начальная школа».

1903 - 1924

В 1903 году по подозрению в пропаганде социалистических идей
среди рабочих В.П. Вахтеров был выслан в Новгородскую губернию, в 1094
году вернулся в Москву, но к педагогической деятельности допущен не был
и активно занимался общественной деятельностью. Много сил отдавал
организации Учительского союза (профессионального объединения
учителей), выступал с пропагандой необходимости введения всеобщего
начального образования, активно участвовал в деятельности общественной
организации «Лига образования». В 1913-14 годах принимал активное
участие в работе Всероссийского съезда по вопросам народного
образования, в 1916-17 гг. – в организации и работе I Всероссийского съезда
преподавателей русского языка, в работе Государственного комитета по
народному образованию, Комиссии помощи учителям-беженцам,
Московском комитете Всероссийского педагогического общества.
В эти годы выходят его книги «Предметный метод обучения» (1907),
наиболее известная и сегодня теоретическая работа «Основы новой
педагогики» (1913), «Всенародное начальное школьное и внешкольное
образование» (1917).4
После Октябрьской революции 1917 года преподавал на
красноармейских курсах ликвидации неграмотности, на курсах подготовки
учителей для школ II ступени. В 1923-24 гг. читал лекции на педагогическом
факультете 2-го МГУ.
3 апреля 1924 года В.П. Вахтеров скончался

Вся биография

Идеи

Педагогическая концепция эволюционной (новой, развивающей) педагогики

В её разработке он осознанно опирался на
эволюционную теорию Ч. Дарвина. В основу
педагогической концепции положена идея
развития, то есть трактовка обучения и
воспитания как процесса поступательного
развития личности ребёнка. По Вахтерову,
формирование ребёнка зависит от внутреннего
стремления к развитию и от влияния окружающей
среды. Задача педагога – способствовать
благоприятному сочетанию этих условий и
изучать индивидуальные особенности ребёнка.
Выделял научный принцип как
определяющий при решении вопросов
определения содержания школьного образования,
методов обучения и воспитания. По его мнению,
именно идея развития может объединить все
накопленные к этому времени педагогические
знания в педагогической науке.

Образование – важнейший фактор общественного прогресса

Был убеждённым сторонником идеи о том,
что образование во всех его видах и формах
является одним из важнейших факторов
общественного прогресса. В своей общественной
деятельности активно пропагандировал идею о
необходимости введения всеобщего начального
образования.

В.П. Вахтеров – один из основоположников методологии педагогической науки

Разработал, теоретически обосновал2
и экспериментально апробировал методику
естественного педагогического эксперимента,
позволяющего объективно оценить эффективность
организационных форм, средств, методов и
приёмов обучения и при этом не нарушающего
естественного хода педагогического процесса

Выдающийся теоретик и методист начального обучения.

Был убеждённым последователем идей
К.Д.Ушинского, сторонником идеи развивающего
обучения. Выступал за обновление и расширение
содержания обучения в начальной народной
школе, широкое внедрение активных методов
обучения, способствующих развитию
самостоятельного мышления детей. Уже в начале
XX века писал о возможности организовать
элементы исследовательской деятельности детей в
обучении, особенно в изучении естествознания.
Придавал большое значение наглядности
обучения учащихся начальной школы и написал
методическое руководство по применению
разнообразных видов и форм наглядного обучения
– «Предметный метод обучения» (1907). В
сопоставительном анализе наглядного и
словесного обучения подверг критике
исключительно словесное обучение в начальной
школе. «Только правильное развитие предметного
обучения, основанного на наблюдении и
эксперименте, научит ребёнка наблюдать и
познавать природу, людей и самого себя»,– пишет
он в этой работе.
Большое внимание придавал игровым
формам организации начального обучения, с
позиции эволюционной педагогики разработал
собственную концепцию детской игры, рассмотрел
её значение для развития личности ребёнка,
показал её социальную природу. Рассматривал
детскую игру как «средство естественного
самовоспитания детей». В работе «Основы новой
педагогики» посвятил детской игре специальный
раздел.
В методике начального обучения грамоте
был сторонником звукового аналитико-
синтетического метода, обеспечивающего3
развитие речи ребёнка и приобретение прочных
орфографических навыков.
Но основе этих дидактических и
методических позиций создавал учебные книги
для начальной народной школы. «Русский
букварь» (1898) выдержал более 100 изданий.
Совместно с женой написал хрестоматию для
чтения «Мир в рассказах для детей» (1900-1905),
которая также неоднократно переиздавалась.
Одновременно разработал методическое
руководство для учителя «На первой ступени
обучения», где доступно изложил учителям
основы методики развивающего обучения в
начальной школе.

Все идеи

Книги

Thumb %d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9  %d0%b1%d1%83%d0%ba%d0%b2%d0%b0%d1%80%d1%8c %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 1
Вахтеров, В.П. Русский букварь для обучения письму и чтению / В.П. Вахтеров.– М.: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1896.
Василий Порфирьевич Вахтеров
Не найдена в свободном доступе
Вахтеров, В.П. Русский букварь для обучения письму и чтению / В.П. Вахтеров.– М.: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1896.
Thumb %d0%9e%d1%81%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b %d0%bd%d0%be%d0%b2. %d0%bf%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b3%d0%be%d0%ba%d0%b8  %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 2
Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики. – М.: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1913.– 583 с.
Василий Порфирьевич Вахтеров
Не найдена в свободном доступе
Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики. – М.: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1913.– 583 с.
Вахтеров, В.П. Внешкольное образование народа / В.П. Вахтеров.– М.: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1896.– 380 с.
Василий Порфирьевич Вахтеров
Не найдена в свободном доступе
Вахтеров, В.П. Внешкольное образование народа / В.П. Вахтеров.– М.: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1896.– 380 с.
Вахтеров, В.П. Всеобщее обучение / В.П. Вахтеров. – М.: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1897.– 216 с.
Василий Порфирьевич Вахтеров
Не найдена в свободном доступе
Вахтеров, В.П. Всеобщее обучение / В.П. Вахтеров. – М.: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1897.– 216 с.
Вахтеров, В.П. Мир в рассказах для детей: книга для классного чтения в начальных училищах / В.П. Вахтеров, Э.О. Вахтерова. Ч. 1-4. – М.: Типография товарищества И.Д.Сытина (1900-1905).
Василий Порфирьевич Вахтеров
Не найдена в свободном доступе
Вахтеров, В.П. Мир в рассказах для детей: книга для классного чтения в начальных училищах / В.П. Вахтеров, Э.О. Вахтерова. Ч. 1-4. – М.: Типография товарищества И.Д.Сытина (1900-1905).
Вахтеров, В.П. Нравственное воспитание и начальная школа / В.П. Вахтеров. – М.: Изд-во журнала «Русская мысль», 1901.– 241 с.
Василий Порфирьевич Вахтеров
Не найдена в свободном доступе
Вахтеров, В.П. Нравственное воспитание и начальная школа / В.П. Вахтеров. – М.: Изд-во журнала «Русская мысль», 1901.– 241 с.
Вахтеров, В.П. Спорные вопросы образования / В.П. Вахтеров – М.: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1907.– 75 с.
Василий Порфирьевич Вахтеров
Не найдена в свободном доступе
Вахтеров, В.П. Спорные вопросы образования / В.П. Вахтеров – М.: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1907.– 75 с.
Вахтеров, В.П. Избранные педагогические сочинения / В.П. Вахтеров / сост. Л.Н.Литвин, Т.Н Бритаева.– М.: Педагогика, 1987.– 400с.
Василий Порфирьевич Вахтеров
Не найдена в свободном доступе
Вахтеров, В.П. Избранные педагогические сочинения / В.П. Вахтеров / сост. Л.Н.Литвин, Т.Н Бритаева.– М.: Педагогика, 1987.– 400с.
Вахтеров, В.П. О новой педагогике. Развитие и воспитание ребёнка: педагогические статьи, тесты для детей / сост. М.В. Богуславский. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009.– 224 с.
Василий Порфирьевич Вахтеров
Не найдена в свободном доступе
Вахтеров, В.П. О новой педагогике. Развитие и воспитание ребёнка: педагогические статьи, тесты для детей / сост. М.В. Богуславский. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009.– 224 с.
Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики: монография / В.П. Вахтеров / под ред. Е.П.Титкова. – Арзамас: АГПИ им. А.П. Гайдара, 2007.– 620 с.
Василий Порфирьевич Вахтеров
Не найдена в свободном доступе
Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики: монография / В.П. Вахтеров / под ред. Е.П.Титкова. – Арзамас: АГПИ им. А.П. Гайдара, 2007.– 620 с.
Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики / В.П. Вахтеров. – СПб: Лань, 2013.–589 с.
Василий Порфирьевич Вахтеров
Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики / В.П. Вахтеров. – СПб: Лань, 2013.–589 с.
Ещё 7 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.