Войти
EN

Василий Порфирьевич Вахтеров

Педагог-экспериментатор, методолог, методист начальной народной школы, общественный деятель, один из наиболее ярких и талантливых представителей российской педагогики рубежа XIX и XX веков. В своих работах выдвинул ряд прогрессивных идей, которые развивали педагоги последующего времени: идею эволюционной (развивающей) педагогики, возможность организации элементов исследовательской деятельности детей в обучении; разработал, теоретически обосновал и экспериментально апробировал методику естественного педагогического эксперимента.
Годы жизни
1853-1924
Страна
Россия
Научная школа
Эволюционная педагогика
Предшественники
Последователи
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1853-1867

Родился в Арзамасе, в семье сторожа Арзамасского духовного
управления (отсюда фамилия). Начальное образование получил в семье. У
мальчика рано обнаружились незаурядные способности, и в восьмилетнем
возрасте в 1861 году он был отдан в Арзамасское духовное училище
После его окончания, в 1867 году поступил в Нижегородскую
духовную семинарию, где у него возник интерес к педагогике и психологии.
(В настоящее время в этом здании находится 2-й корпус Мининского
университета)

1871 - 1880

Однако семинарию он не окончил. Под влиянием работ
К.Д.Ушинского, Н.И. Пирогова, Н.Г. Чернышеского и других статей,
опубликованных в журнале «Учитель» семинарист Вахтеров увлёкся
народническими идеями и призывом «идти в народ». Молодой человек
приходит к мысли о том, что наилучшей формой служения народу является
деятельность народного учителя. Не окончив семинарского курса, в 1871
году он сдал экзамены на звание домашнего учителя, чтобы иметь право
работать в начальной народной школе. С 1871 по 1784 годы работал в
начальных школах в уездных городах Нижегородской губернии:
Васильсурске и Ардатове. В Ардатове вместе с другими учителями-
энтузиастами бесплатно вёл занятия в открывшемся по их инициативе
женском училище.
После окончания одногодичных педагогических курсов при
Московском учительском институте работал в системе народного
образования Смоленской губернии (1875-1890 гг.). Был учителем-
инспектором Духовщинского городского училища. В организации обучения
придавал большое значение развитию у детей интереса, любознательности,
воспитанию любви к природе, к книге.

1881 - 1902

В 1881 году был назначен
инспектором народных училищ четырёх уездов Смоленской губернии.3
Инспектируя школы, давал показательные уроки по новой методике. В это
период начинает печатать статьи о проблемах всеобщего начального
обучения в периодической печати.
В 1980 году энергичного, талантливого педагога переводят в Москву
на должность инспектора народных училищ. В 1990-е годы В.П. Вахтеров
принимает активное участие в общественно-педагогической деятельности.
Он является членом комиссии по народному образованию Московского
губернского земства, принимает активное участие в Московском комитете
грамотности, пропагандирует идею всеобщего обязательного начального
обучения, участвует в организации воскресных школ и внешкольных
учреждений для рабочих. Участвует в работе Московского технического
общества и организации его съездов, где по его инициативе обсуждались
вопросы народного образования, редактировал материалы II съезда.
На Всероссийской промышленной выставке 1896 года, проходившей в
Нижнем Новгороде, пропагандировал учителям новые методы обучения и
идею создания учительского объединения. В этой деятельности
Министерство народного просвещения усмотрело отступление от политики
правительства. Из-за критики программ Министерства в 1886 году В.П.
Вахтеров был вынужден подать в отставку, но продолжал заниматься
просветительской деятельностью. В 1897-1902 годах он читал лекции на
летних педагогических курсах, с 1897 года по 1903 вёл педагогическую
деятельность в частной школе при Морозовской мануфактуре в Твери.
В 1900-е годы он много пишет и публикует. Выходят в печати первый
выпуск его учебника «Букварь», подготовленная совместно с женой книга
для классного чтения «Мир в рассказах для детей», методическая работа «На
первой ступени обучения: методическое руководство к «Букварю», а также
книги «Внешкольное образование народа», «Всеобщее обучение»,
«Народные чтения», «Нравственное воспитание и начальная школа».

1903 - 1924

В 1903 году по подозрению в пропаганде социалистических идей
среди рабочих В.П. Вахтеров был выслан в Новгородскую губернию, в 1094
году вернулся в Москву, но к педагогической деятельности допущен не был
и активно занимался общественной деятельностью. Много сил отдавал
организации Учительского союза (профессионального объединения
учителей), выступал с пропагандой необходимости введения всеобщего
начального образования, активно участвовал в деятельности общественной
организации «Лига образования». В 1913-14 годах принимал активное
участие в работе Всероссийского съезда по вопросам народного
образования, в 1916-17 гг. – в организации и работе I Всероссийского съезда
преподавателей русского языка, в работе Государственного комитета по
народному образованию, Комиссии помощи учителям-беженцам,
Московском комитете Всероссийского педагогического общества.
В эти годы выходят его книги «Предметный метод обучения» (1907),
наиболее известная и сегодня теоретическая работа «Основы новой
педагогики» (1913), «Всенародное начальное школьное и внешкольное
образование» (1917).4
После Октябрьской революции 1917 года преподавал на
красноармейских курсах ликвидации неграмотности, на курсах подготовки
учителей для школ II ступени. В 1923-24 гг. читал лекции на педагогическом
факультете 2-го МГУ.
3 апреля 1924 года В.П. Вахтеров скончался

Вся биография

Идеи

Педагогическая концепция эволюционной (новой, развивающей) педагогики

В её разработке он осознанно опирался на
эволюционную теорию Ч. Дарвина. В основу
педагогической концепции положена идея
развития, то есть трактовка обучения и
воспитания как процесса поступательного
развития личности ребёнка. По Вахтерову,
формирование ребёнка зависит от внутреннего
стремления к развитию и от влияния окружающей
среды. Задача педагога – способствовать
благоприятному сочетанию этих условий и
изучать индивидуальные особенности ребёнка.
Выделял научный принцип как
определяющий при решении вопросов
определения содержания школьного образования,
методов обучения и воспитания. По его мнению,
именно идея развития может объединить все
накопленные к этому времени педагогические
знания в педагогической науке.

Образование – важнейший фактор общественного прогресса

Был убеждённым сторонником идеи о том,
что образование во всех его видах и формах
является одним из важнейших факторов
общественного прогресса. В своей общественной
деятельности активно пропагандировал идею о
необходимости введения всеобщего начального
образования.

В.П. Вахтеров – один из основоположников методологии педагогической науки

Разработал, теоретически обосновал2
и экспериментально апробировал методику
естественного педагогического эксперимента,
позволяющего объективно оценить эффективность
организационных форм, средств, методов и
приёмов обучения и при этом не нарушающего
естественного хода педагогического процесса

Выдающийся теоретик и методист начального обучения.

Был убеждённым последователем идей
К.Д.Ушинского, сторонником идеи развивающего
обучения. Выступал за обновление и расширение
содержания обучения в начальной народной
школе, широкое внедрение активных методов
обучения, способствующих развитию
самостоятельного мышления детей. Уже в начале
XX века писал о возможности организовать
элементы исследовательской деятельности детей в
обучении, особенно в изучении естествознания.
Придавал большое значение наглядности
обучения учащихся начальной школы и написал
методическое руководство по применению
разнообразных видов и форм наглядного обучения
– «Предметный метод обучения» (1907). В
сопоставительном анализе наглядного и
словесного обучения подверг критике
исключительно словесное обучение в начальной
школе. «Только правильное развитие предметного
обучения, основанного на наблюдении и
эксперименте, научит ребёнка наблюдать и
познавать природу, людей и самого себя»,– пишет
он в этой работе.
Большое внимание придавал игровым
формам организации начального обучения, с
позиции эволюционной педагогики разработал
собственную концепцию детской игры, рассмотрел
её значение для развития личности ребёнка,
показал её социальную природу. Рассматривал
детскую игру как «средство естественного
самовоспитания детей». В работе «Основы новой
педагогики» посвятил детской игре специальный
раздел.
В методике начального обучения грамоте
был сторонником звукового аналитико-
синтетического метода, обеспечивающего3
развитие речи ребёнка и приобретение прочных
орфографических навыков.
Но основе этих дидактических и
методических позиций создавал учебные книги
для начальной народной школы. «Русский
букварь» (1898) выдержал более 100 изданий.
Совместно с женой написал хрестоматию для
чтения «Мир в рассказах для детей» (1900-1905),
которая также неоднократно переиздавалась.
Одновременно разработал методическое
руководство для учителя «На первой ступени
обучения», где доступно изложил учителям
основы методики развивающего обучения в
начальной школе.

Все идеи

Книги

Thumb %d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9  %d0%b1%d1%83%d0%ba%d0%b2%d0%b0%d1%80%d1%8c %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 1
Вахтеров, В.П. Русский букварь для обучения письму и чтению / В.П. Вахтеров.– М.: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1896.
Василий Порфирьевич Вахтеров
Не найдена в свободном доступе
Вахтеров, В.П. Русский букварь для обучения письму и чтению / В.П. Вахтеров.– М.: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1896.
Thumb %d0%9e%d1%81%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b %d0%bd%d0%be%d0%b2. %d0%bf%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b3%d0%be%d0%ba%d0%b8  %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 2
Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики. – М.: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1913.– 583 с.
Василий Порфирьевич Вахтеров
Не найдена в свободном доступе
Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики. – М.: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1913.– 583 с.
Вахтеров, В.П. Внешкольное образование народа / В.П. Вахтеров.– М.: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1896.– 380 с.
Василий Порфирьевич Вахтеров
Не найдена в свободном доступе
Вахтеров, В.П. Внешкольное образование народа / В.П. Вахтеров.– М.: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1896.– 380 с.
Вахтеров, В.П. Всеобщее обучение / В.П. Вахтеров. – М.: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1897.– 216 с.
Василий Порфирьевич Вахтеров
Не найдена в свободном доступе
Вахтеров, В.П. Всеобщее обучение / В.П. Вахтеров. – М.: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1897.– 216 с.
Вахтеров, В.П. Мир в рассказах для детей: книга для классного чтения в начальных училищах / В.П. Вахтеров, Э.О. Вахтерова. Ч. 1-4. – М.: Типография товарищества И.Д.Сытина (1900-1905).
Василий Порфирьевич Вахтеров
Не найдена в свободном доступе
Вахтеров, В.П. Мир в рассказах для детей: книга для классного чтения в начальных училищах / В.П. Вахтеров, Э.О. Вахтерова. Ч. 1-4. – М.: Типография товарищества И.Д.Сытина (1900-1905).
Вахтеров, В.П. Нравственное воспитание и начальная школа / В.П. Вахтеров. – М.: Изд-во журнала «Русская мысль», 1901.– 241 с.
Василий Порфирьевич Вахтеров
Не найдена в свободном доступе
Вахтеров, В.П. Нравственное воспитание и начальная школа / В.П. Вахтеров. – М.: Изд-во журнала «Русская мысль», 1901.– 241 с.
Вахтеров, В.П. Спорные вопросы образования / В.П. Вахтеров – М.: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1907.– 75 с.
Василий Порфирьевич Вахтеров
Не найдена в свободном доступе
Вахтеров, В.П. Спорные вопросы образования / В.П. Вахтеров – М.: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1907.– 75 с.
Вахтеров, В.П. Избранные педагогические сочинения / В.П. Вахтеров / сост. Л.Н.Литвин, Т.Н Бритаева.– М.: Педагогика, 1987.– 400с.
Василий Порфирьевич Вахтеров
Не найдена в свободном доступе
Вахтеров, В.П. Избранные педагогические сочинения / В.П. Вахтеров / сост. Л.Н.Литвин, Т.Н Бритаева.– М.: Педагогика, 1987.– 400с.
Вахтеров, В.П. О новой педагогике. Развитие и воспитание ребёнка: педагогические статьи, тесты для детей / сост. М.В. Богуславский. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009.– 224 с.
Василий Порфирьевич Вахтеров
Не найдена в свободном доступе
Вахтеров, В.П. О новой педагогике. Развитие и воспитание ребёнка: педагогические статьи, тесты для детей / сост. М.В. Богуславский. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009.– 224 с.
Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики: монография / В.П. Вахтеров / под ред. Е.П.Титкова. – Арзамас: АГПИ им. А.П. Гайдара, 2007.– 620 с.
Василий Порфирьевич Вахтеров
Не найдена в свободном доступе
Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики: монография / В.П. Вахтеров / под ред. Е.П.Титкова. – Арзамас: АГПИ им. А.П. Гайдара, 2007.– 620 с.
Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики / В.П. Вахтеров. – СПб: Лань, 2013.–589 с.
Василий Порфирьевич Вахтеров
Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики / В.П. Вахтеров. – СПб: Лань, 2013.–589 с.
Ещё 7 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.