Войти
EN

Евгений Николаевич Ильин

Педагог-новатор, учитель средней школы № 307 (Санкт-Петербург)
Годы жизни
1929
Страна
СССР, Россия
Научная школа
Педагогика сотрудничества
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1929 - настоящее время

Евгений Николаевич Ильин родился 8 ноября 1929 года в Ленинграде — педагог-новатор, учитель средней школы № 307 (С.-Петербург).
Окончил ЛГУ в 1955 году. Работал учителем литературы в школах Ленинграда. С 1993 года – профессор Открытого университета экологии человека и искусства в Санкт-Петербурге.
В 1960—70-х годах он разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения и систему организации занятий по этому предмету. Ильин предложил формулу «языка» современного урока литературы: «об искусстве — языком искусства». Его методика позволяет индивидуализировать освоение учащимися программного материала, повышать их активность в учебном процессе. Согласно Ильину, педагогическое общение преследует также цели творческого стимулирующего воздействия ученика на одноклассников и на учителя. Система Ильина стала одной из составляющих педагогики сотрудничества.
Евгений Ильин убежден: в традиционной школьной связке ребенок — учитель должно быть место для читателя. Литературоведческая работа, как и любая другая научная работа, не способна превратить школьника в интересующегося литературой человека. Сложности с воспитанием читательского духа в учениках испытывает, наверное, каждый преподаватель литературы. «Я нашел ключи, то есть секреты, к интересному чтению, — говорит Евгений Ильин. — во-первых, надо дать ребенку понять, что во время чтения его жизнь происходит вместе с жизнью персонажей. В этом и есть главное волшебство книги». Хороший учитель, считает Евгений Ильин, — артист, врач и знаток. Если он сможет поведать о книге нечто такое, чего не знает никто, у такого учителя дети обязательно будут читать.
Ильин проанализировал возможности художественной детали, которая нередко используется им для «запуска» механизма общения.
Учитель в книгах Ильина предстает как знаток предмета, артист, наставник. Педагогическая система Ильина связана с планированием занятий по фактологическим, эстетическим, нравственным аспектам, с отбором учебной информации. Ильин практикует творческие задания, способствующие осмыслению образных, тематических и других линий в литературе, воспитанию культуры чтения.

Вся биография

Идеи

Смысл учительской жизни – ученик! Он определяет нашу позицию, творческие принципы

Во многом нужно ориентироваться на ученика; анализ литературного произведения должен вырастать в этическую проблему, а не в обзор всего, что было до и после книги. Школьная книга - прежде всего и в большой степени нравственная тема, а не отрезок теории и истории литературы.
Знание исключительно вокруг книги и только на ее основе у огромного числа ребят отклика уже не находит. Книга книгу заведет в тупик, если выпадет жизненная опора.

Изучать литературу – это ею воспитывать

Книга живет во всех временах, но “работает” – в сегодняшнем. Только став предметом Человека, книга становится предметом Искусства. Стало быть, и главная закладка (еще одна интерпретация плюса) не в самой книге, а между книгой и жизнью, книгой и человеком. В связке “учебно-воспитательное” акцент делаю на последнем слове: изучать литературу – это ею воспитывать.
Воспитательный подход действительно спасает книгу, ибо психологически требует неразрушенного, нерасчлененного целого. Книга – занятие душевное. Работу с ней нельзя целиком перенести в стихию аналитического ума, проигнорировав “сердечную сферу”.

Об искусстве — языком искусства

Методика Ильина позволяет индивидуализировать освоение учащимися программного материала, повышать их активность в учебном процессе. Согласно Ильину, педагогическое общение преследует также цели творческого стимулирующего воздействия ученика на одноклассников и на учителя. Система Ильина стала одной из составляющих педагогики сотрудничества.
Ильин практикует творческие задания, способствующие осмыслению образных, тематических и других линий в литературе, воспитанию культуры чтения.
Как говорил сам Ильин: "Ни искусству, ни педагогике в равной степени без него не обойтись. Этим специфическим «инструментом» мне удавалось окунуть в книгу сразу весь класс"

«Ведущий, кто бы он ни был, всегда правильнее и интереснее ведомого!» –общее кредо. Быть равным с детьми.

Сложить коллектив личностей лишь на духовной основе учителя нельзя. С его помощью и на основе всех возникает и складывается личность. Вот почему не себя показать, а ребят посмотреть и в каждом увидеть коллективное «я» ставлю конечной и высшей целью. Не формирую в школьнике свое подобие, а позволяю ему расти из себя и из всех как личность. Впрочем, часто собой заслоняю ученика. Но не как учитель, а как «ученик», который, общаясь с подобными себе, имеет на это право. Важно, чтобы ребята понимали, кто и с какой целью их заслоняет. Диалектика равенства с неравными в этом».

Учить ребят принимать самостоятельные решения.

Подумаем: если ученик способен идти только за тобой, учитель, значит, без тебя пойдет за кем-то другим. А куда поведет «другой» – еще неизвестно. Ориентируясь на ученика и его умение довериться себе и идти за собой, даже когда он идет за кем-то, я исподволь давал ему гарантию устойчивости в любых жизненных ситуациях. Самое простое для нас, учителей, – пойти на поводу у тех, кто якобы очень хочет идти за нами, а в действительности – за кем угодно, лишь бы не идти самому. Нет, прежде – сам! Сам!»

Формула учительской личности:знаток – артист – врач.

Учитель-знаток вырастает на самом уроке. Начинаю его обычно с того, что кладу на стол блокнот с карандашом. По ходу и на виду у всех записываю то умное, яркое, что ребята говорят друг другу, мне, а я им. Не терять маленьких открытий – ключ к мастерству, еще один способ “укрупнить” себя знанием, которое щедро дарит нам “фиксированная импровизация”
Если метод работы с книгой: об искусстве – языком искусства, то как учителю не быть артистом? Не ведать, что знающих, опытных – усваивают, а ярких, изобретательных – впитывают?! Артистизм – не прихоть, не своеобразие чьей-то индивидуальной манеры, а наиважнейшее учебное средство, без которого ни книга, ни урок не работают. Артист умеет и любит разговаривать паузами, жестами, мимикой – той экспрессией, которой схоластика пренебрегла. Что впечатляет, то и окрыляет!
Чтобы настроить на свою волну надо быть и врачом. Он еще раз и по-своему напомнит, что не с классом, аудиторией, зрительным залом, а прежде всего с человеком работаем.
Если словесник дарит уроку художественное слово, то знаток – весомое; артист – зримое; а врач – ласковое, человечье. знаток – сообщает; артист – преподносит; врач – советует.

Интригующее многоточие конца урока

Если урок всему (!) начало и всего (!) итог, домашних заданий – минимум. Оставить те из них, что сулят открытия, спорные решения, волнуют новизной, ради которой интересно и радостно напрягать ум. Задание не прикладывается к уроку, а органически вытекает из него.
Образно говоря, вместе с ребятами “копну” книгу и отдаю “лопату” им. Часть урока, быть может, самая интересная, но нереализованная, и есть задание. Задавать опять же не надо – сами берут. Лишь немногие угадывают емкость работы и ее особую трудность – творческую. Но такая трудность не пугает. Судить об изречениях будет не только учитель – весь класс.
Всякий прочитает свой ответ вслух. “Опрос” примет форму своеобразного турнира, где ребята покажут умение, за которым – знание. Им предоставлено право начать новый урок, а не повторить предыдущий. Наверное, поэтому их интерес к уроку, а в общем, к себе самим так велик.

Совместное творчество учеников и учителя.

Научившись на паритетных началах работать с учителем, ребята по той же схеме будут сотрудничать и между собой: писать в соавторстве домашние сочинения, готовить доклады, обзоры литературных новинок, лекции, диспуты и т.д. Стремлением дополнить и обогатить друг друга творчески рождается соавторство. Относится это и к учителю.
В любом классе есть ученик, способный повести за собой других. Найти его и пойти за ним – мудрость учителя. В радости сотворчества рождается чувство общей ответственности перед литературой, уроком, школой.

Умножать, а не только уважать человека в человеке.

На гуманистической основе решать острейшие проблемы времени. Воспитывать в человеке душу! Дисциплина, идейная и политическая сознательность, социальная и нравственная активность, ответственность – в конечном счете качества души! Общение, стало быть, не игра в хорошие отношения, а средство, помогающее учителю в сегодняшних непростых условиях выполнить социальный заказ общества.
"Общаясь с ребятами, стараюсь понять нравственную ориентацию каждого из них и устроить неожиданную встречу с литературным “двойником”. Сколько учеников в классе, столько и возможностей к неповторимому, как и сам ученик, уроку. Каждого из тридцати (они не знают об этом) одариваю персональным, нацеленным только на него уроком. Иногда двумя, тремя – в зависимости от степени и характера педагогической помощи.

Учение не схватка с учеником, а сотрудничество.

Одна из главных задач педагога: поиск контакта – тесного и органичного. Возможно это, когда учебная зависимость между учителем и учеником перерастает в товарищеские и даже дружеские отношения. А у дружбы свои законы. В нее нельзя сыграть. Она требует равенства, а не подчинения. “Как думаешь?”, “Посоветуй”, “Помоги” – не раз обращался к ребятам. Бывало, что ко всем сразу.
“Несколько полезных советов учителю” – сочинение, которое ученики пишут в конце каждого учебного года. Еще один способ уйти от конфликтных ситуаций, в которых ни я, ни они не заинтересованы.
Значит ли это, что учитель не может высказать свое возмущение дурным, неправым словом и поступком ученика? Может и должен! Но гуманными способами – без раздражения, обращаясь к его достоинству.

Метод общения с учеником.

Увидеть за колкостью, своеволием и упрямством подростков ранимость, незащищенность, неуверенность в себе – значит понять и полюбить их. И помочь каждому из наших учеников состояться как человеку, а себе – как учителю. Это путь, которым идем к ним и к себе. Главный принцип обучения и воспитания.
Общение – поиск не только контакта, но и конфликта как способа воспитания. Доброжелательность, терпимость, простота, человечность, взаимоуважение – стихия общения.
"Мой метод урока – ОБЩЕНИЕ. Нет, это не игра в хорошие отношения, а способ расковать ученика, чтобы тот учился в полную силу, легко и радостно, читал не только для себя, а чтобы общаться, удивлять и радовать догадками, предположениями, открытиями…"

Юмор на уроке –необходимая разрядка

«Юмор на уроке – необходимая разрядка, хорошее настроение, это, наконец, выход из, казалось бы, безнадежного положения. Конечно, шутка не должна быть пошлой и унижающей, а смех – злорадным зубоскальством. Как, чему и над чем смеются ребята – зависит от учителя. Владеть этим обоюдоострым оружием надо уметь. Шуткой стараюсь возвысить, ободрить, защитить, помочь...»

Принципы методики преподавания литературы

К(книга)+У (ученик)=Ч (читатель)
Важность художественной детали
Творческий прием
Важность вопросов

Все идеи

Книги

Ильин, Е.Н. Урок продолжается. – М.: Просвещение, 1973.-152с.
Евгений Николаевич Ильин
Ильин, Е.Н. Урок продолжается. – М.: Просвещение, 1973.-152с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be1
Ильин, Е.Н. Искусство общения. – М.: Педагогика, 1982.-250с.
Евгений Николаевич Ильин
Ильин, Е.Н. Искусство общения. – М.: Педагогика, 1982.-250с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be2
Ильин, Е.Н. Роман М.А. Шолохова “Поднятая целина” – М.: Просвещение, 1985.
Евгений Николаевич Ильин
Ильин, Е.Н. Роман М.А. Шолохова “Поднятая целина” – М.: Просвещение, 1985.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 3
Ильин, Е.Н. Шаги навстречу. – М.: Просвещение, 1986.-32с.
Евгений Николаевич Ильин
Ильин, Е.Н. Шаги навстречу. – М.: Просвещение, 1986.-32с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 4
Ильин, Е.Н. Рождение урока. – М.: Педагогика, 1986.-173с.
Евгений Николаевич Ильин
Ильин, Е.Н. Рождение урока. – М.: Педагогика, 1986.-173с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 5
Ильин, Е.Н. Путь к ученику. – М.: Просвещение, 1988.-221с.
Евгений Николаевич Ильин
Ильин, Е.Н. Путь к ученику. – М.: Просвещение, 1988.-221с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be6
Ильин, Е.Н. Герой нашего урока. – М.: Педагогика, 1991.-288с.
Евгений Николаевич Ильин
Ильин, Е.Н. Герой нашего урока. – М.: Педагогика, 1991.-288с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 7
Ильин, Е.Н. Минувших дней итоги… – Л.: Лениздат, 1991.-124с.
Евгений Николаевич Ильин
Ильин, Е.Н. Минувших дней итоги… – Л.: Лениздат, 1991.-124с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be8
Ильин, Е.Н. Из блокнота словесника. – С-Пб.,.:Росстальни., 1994.-48с.
Евгений Николаевич Ильин
Ильин, Е.Н. Из блокнота словесника. – С-Пб.,.:Росстальни., 1994.-48с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be9
Ильин, Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. – М.: Школа-Пресс, 1994.
Евгений Николаевич Ильин
Ильин, Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. – М.: Школа-Пресс, 1994.
Ильин, Е.Н. Как увлечь книгой. (Учитель – учителю). – С-Пб., 1995
Евгений Николаевич Ильин
Не найдена в свободном доступе
Ильин, Е.Н. Как увлечь книгой. (Учитель – учителю). – С-Пб., 1995
Ильин, Е.Н. Деловой человек и книга. – С-Пб., 1995.
Евгений Николаевич Ильин
Не найдена в свободном доступе
Ильин, Е.Н. Деловой человек и книга. – С-Пб., 1995.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be10
Ильин, Е.Н. Воспитаем читателя. (Советы родителям). – С-Пб., 1995.-50с.
Евгений Николаевич Ильин
Не найдена в свободном доступе
Ильин, Е.Н. Воспитаем читателя. (Советы родителям). – С-Пб., 1995.-50с.
Иванихин, В.В.: Почему у Ильина читают все. - М.: Просвещение, 1990.-160с.
Евгений Николаевич Ильин
Иванихин, В.В.: Почему у Ильина читают все. - М.: Просвещение, 1990.-160с.
Соловейчик, С. Л. Словесник Ильин/Соловейчик Симон// Комсомольская правда.-1977.- 14.04
Евгений Николаевич Ильин
Соловейчик, С. Л. Словесник Ильин/Соловейчик Симон// Комсомольская правда.-1977.- 14.04
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be11
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование, 1998. - 256 с.; С. 288
Евгений Николаевич Ильин
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование, 1998. - 256 с.; С. 288
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be12
Иохвидов В.В. Вклад педагога-экспериментатора Е.Н. Ильина в повышение эффективности урока в свете идей педагогики сотрудничества // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Евгений Николаевич Ильин
Иохвидов В.В. Вклад педагога-экспериментатора Е.Н. Ильина в повышение эффективности урока в свете идей педагогики сотрудничества // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Ещё 13 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.