Войти
EN

Дени Дидро

Французский философ-просветитель, писатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1773). Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили умы к Великой французской революции.
Годы жизни
1713-1784
Регион
Франция
Научная школа
Материализм
Последователи идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1713-1784

Французский философ-просветитель, писатель, иностранный почетный член
Петербургской АН (1773). Основатель и редактор «Энциклопедии, или
Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (тома 1-35, 1751-80).
Литературные сочинения Дидро написаны в основном в традициях
реалистически-бытового романа Просвещения (проникнутый народным
жизнелюбием и житейской мудростью роман «Жак-фаталист», 1773, издание
1796; антиклерикальный роман «Монахиня», 1760, издание 1796; остроумие,
диалектическая, не без циничного оттенка, игра ума — в романе «Племянник
Рамо», 1762-79, издание 1823). Труды о народном образовании.
Дени Дидро родился 5 октября 1713, Лангр. Скончался 31 июля 1784, Париж.
Мать Дидро, урожденная Анжелика Виньерон, была дочерью кожевника (и
сестрой каноника), а отец — Дидье Дидро — ножовщиком. По желанию семьи
юный Дени готовил себя к духовной карьере, в 1723-28 учился в лангрском
иезуитском коллеже, а в 1726 стал аббатом. В этот период он был религиозен,
часто постился и носил власяницу. В 1728 или 1729 Дидро прибыл в Париж для
завершения образования.
По некоторым свидетельствам, он учился там в янсенистском коллеже
д'Аркур, по другим — в иезуитском коллеже Людовика Великого.
Предполагают также, что Дидро посещал оба этих учебных заведения и что
именно взаимные нападки иезуитов и янсенистов отвратили его от избранной
стези. В 1732 он получил магистерскую степень на факультете искусств
Парижского университета, подумывал сделаться адвокатом, но предпочел
свободный образ жизни.
В 1743 Дени Дидро женился на Анне-Туаннете Шампьон, содержавшей
вместе с матерью полотняную лавку. Брак не мешал ему увлекаться другими
женщинами. Наиболее глубокое чувство он испытал к Софи Воллан, с которой
познакомился в середине 1750-х годов; привязанность к ней он сохранил до
самой смерти.
Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал переводами. В 1743-48 он
перевел с английского «Историю Греции» Т. Стениана, «Опыт о достоинстве и
добродетели» Э. Э. К. Шефтсбери, «Медицинский словарь» Р. Джеймса. Тогда
же были написаны первые его работы, свидетельствовавшие не столько о
зрелости, сколько о смелости начинающего автора: «Философские мысли»
(1746), «Аллеи, или прогулка скептика» (1747, опубликована), «Нескромные
сокровища» (1748), «Письма о слепых в назидание зрячим» (1749). Судя по ним
к 1749 Дидро уже был деистом, а затем убежденным атеистом и материалистом.
Вольнодумные сочинения Дидро послужили причиной его ареста и заключения
в Венсеннский замок (июль — октябрь 1749).
В начале 1740-х у парижского издателя А. Ф. Ле Бретона появилась идея
перевести на французский язык «Энциклопедию, или Всеобщий словарь
ремесел и наук» англичанина Э. Чемберса. Ле Бретон и его компаньоны (А. К.
Бриассон, М. А. Давид и Дюран) после неудачного опыта с первым главным
редактором — аббатом Ж. П. Де Гуа де Мальвом — решились в 1747 доверитьсвое начинание Дени Дидро и Д'Аламберу. Неизвестно, кому в точности —
Дидро, Д'Аламберу или аббату де Гуа — принадлежала идея отказаться от
публикации слегка измененной версии английского словаря и подготовить
самостоятельное издание. Но именно Дидро придал «Энциклопедии» тот
размах и полемический запал, который сделал ее манифестом эпохи
Просвещения.
На протяжении последующих 25 лет Д. Дидро оставался во главе
разросшейся до 28 томов (17 томов статей и 11 томов иллюстраций)
«Энциклопедии», которую ему удалось провести через все рифы. А их было не
мало: и уже упомянутое тюремное заключение в 1749, и приостановка
публикации в 1752, и кризис в 1757-59, приведший к уходу Д'Аламбера и
временному запрету издания, и фактическая цензура последних 10 томов Ле
Бретоном. В 1772 первое издание «Энциклопедии» было в основном
завершено; в ней сотрудничали, помимо Дидро (он написал около 6000 статей)
и Д'Аламбера, такие гении Просвещения, как Руссо, Вольтер, Монтескье,
Гольбах.
Кроме того, статьи по конкретным разделам писали мастера и знатоки своего
дела: скульптор Э. М. Фальконе, архитектор Ж. Ф. Блондель, грамматики Н.
Бозе и С. Ш. Дю Марсе, гравер и рисовальщик Ж. Б. Папийон,
естествоиспытатели Л. Добантон и Н. Демаре, экономист Ф. Кенэ. Итогом
явился универсальный свод современных знаний. При этом в статьях на
политические темы ни одной из форм правления не отдавалось предпочтения,
похвалы Женевской республике сопровождались оговоркой о том, что такая
организация власти подходит лишь стране с небольшой территорией. Одни
статьи (точнее, их авторы) поддерживали ограниченную монархию, другие—
абсолютную, видя в ней гаранта всеобщего благоденствия.
За подданными признавалось право сопротивляться деспотам, а королям
вменялось в обязанность подчиняться закону, отстаивать веротерпимость и
помогать бедным. Критикуя образ жизни вельмож, «Энциклопедия»
признавала, однако, необходимость социальной иерархии в обществе (статья
«Роскошь» Ж. Ф. де Сен-Ламбера). Буржуа критиковались за жадность и тягу к
приобретению должностей, а откупщики и финансисты признавались
паразитической частью третьего сословия. Желая содействовать облегчению
участи простого народа, энциклопедисты не призывали, однако, к
установлению демократии во Франции; они обращались именно к
правительству, когда говорили о необходимости справедливого
налогообложения, реформы образования, борьбы с нищетой.
В 1751 Дени Дидро опубликовал «Письмо о глухих и немых в назидание тем,
кто слышит» рассматривая в нем проблему познания в контексте символики
жестов и слов. В «Мыслях об объяснении природы» (1753), созданных по
образу и подобию «Нового Органона» Ф. Бэкона, Дидро с позиций сенсуализма
полемизировал с рационалистической философией Декарта, Мальбранша и
Лейбница, в частности с теорией врожденных идей, видя в накопленных к
концу 18 в. научных знаниях (открытия Бернулли, Эйлера, Мопертюи,
Д'Аламбера, Бюффона и др.), основу нового, опытного истолкования природы.В 50-е годы Дени Дидро опубликовал две пьесы — «Побочный сын или
Испытания добродетели» (1757) и «Отец семейства» (1758). Отказавшись в них
от нормативной поэтики классицизма, он стремился реализовать принципы
новой («мещанской») драмы изображающей конфликты между людьми
третьего сословия в обыденной житейской обстановке.
Главные художественные произведения Дидро — повесть «Монахиня» (1760,
изд. 1796), роман-диалог «Племянник Рамо» (1762-1779, издан Гете на нем. яз.
в 1805, на франц. яз. вышел в 1823), роман «Жак-фаталист и его хозяин» (1773,
изд. на нем. яз. в 1792, на франц. яз. в 1796) — остались неизвестными многим
его современникам. Несмотря на разницу жанров, их объединяют
рассудочность, реализм, ясный прозрачный стиль, чувство юмора, а также
отсутствие словесных украшений. В них нашли выражение неприятие Дидро
религии и церкви, трагическое осознание силы зла, а также приверженность
гуманистическим идеалам, высоким представлениям о человеческом долге.
Провозглашенные Дидро философские и эстетические принципы
проявляются и в его отношении к изобразительному искусству. Обзоры
парижских Салонов Дидро помещал с 1759 по 1781 в «Литературной
корреспонденции» своего друга Ф. М. Гримма, рукописной газете,
рассылавшейся по подписке просвещенным европейским монархам и
владетельным князьям. «Салоны» Дени Дидро также не были напечатаны при
его жизни; они выходили постепенно в 1795-1857 и лишь в 1875-77 были
впервые собраны воедино в собрании его сочинений.
Екатерина II, едва вступив на престол, предложила Дидро перенести в
Россию издание «Энциклопедии», испытывавшее немалые трудности во
Франции. За жестом императрицы скрывалось не только желание упрочить
свою репутацию, но и стремление удовлетворить интерес российского
общества к «Энциклопедии». В России вышли на протяжении 18 в. 25
сборников переводов из «Энциклопедии».
Отклонив предложение Екатерины II, Дидро не лишился ее благосклонности.
В 1765 она приобрела его библиотеку, выплатив ему 50 тыс. ливров и
предоставив право пожизненного хранения книг в своем доме в качестве
личного библиотекаря императрицы.
В 1773 Дени Дидро по приглашению Екатерины II посетил Россию. Он
прожил в Петербурге с октября 1773 по март 1774, был избран иностранным
почетным членом Петербургской Академии наук (1773). По возвращении
написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к
европейской цивилизации. Скептические высказывания в его «Замечаниях» на
наказ Екатерины II (целиком изданы в 1921) вызвали ярость Екатерины
(рукопись была доставлена в Петербург уже после смерти философа).

Вся биография

Идеи

Эстетическая концепция

С позиции философского материализма подошел Дидро и к вопросу о
познаваемости мира. Если Ламетри был в известной степени агностиком,
утверждая, что знание вещей невозможно, что само стремление к познанию –
безумие, то Дидро решительно отвергал эту точку зрения. Главную задачу
философии он усматривал именно в том, чтобы познать мир, причем не
только в теоретическом плане, но и в интересах использования добытых
знаний в практической жизни. Теория познания Дидро направлена своим
острием против теологии, агностицизма и субъективного идеализма

Первая модель искусства-природа

Важнейшей особенностью его философских исканий явилось утверждение
монистического взгляда на природу и человека в духе последовательно
материалистического осмысления окружающей действительности. Так, уже в
«Мыслях к объяснению природы» Дидро отстаивает идею о единстве всей
природы и о необходимости толковать ее и объяснять, не прибегая к помощи
сверхъестественного начала, а исходя из нее самой, из внутреннего ее
строения. Дидро преодолел дуалистический взгляд на природу,
отстаивавшийся Р. Декартом, который утверждал, что в природе есть два
начала: материя и дух. Дидро решил основной вопрос философии – вопрос об
отношения мышления к бытию с позиции материалистического монизма

Проблема свободы человека

Чувствительность Дидро к социальной справедливости отражает
созданный Просвещением передовой гуманный этический идеал. Личность в
понимании Дидро — частица гражданского мира и должна отдать себя
служению общественному благу, счастью всего человечества. Недаром
осуждает Дидро склонность писателей XVII века искать пружины
человеческого поведения в себялюбии, амбиции; недаром Дидро подвергает
критике даже просветителя-материалиста Гельвеция за его мысль об
исконном эгоизме человеческой натуры.
Свобода — дар неба, и каждый индивидуум имеет праве пользоваться ею,
как только он начинает пользоваться разумом». Как видим, Дидро считает
природу абсолютно неповинной в том зле, которое встречается в обществе с
его полных внутренних антагонизмов цивилизацией, неравенством прав,
иерархией привилегий

Решающая роль воспитания и образования в становлении личности и ее судьбе

Стоял на позициях материалистического сенсуализма. Считал
источником знания - ощущения, но не сводил к ним сложный процесс
познания. а признавал его второй ступенью: переработка ощущений разумом.
Связывал возможность переустройства общества с совершенствованием
просвещения, правильным воспитанием. Дидро отвергал утверждение
Гельвеция о всемогуществе воспитания и отсутствия у людей
индивидуальных природных различий.
Дени Дидро требовал, чтобы учитель глубоко знал предмет, был
скромным, честным, обладал высокими нравственными качествами.
Предлагал создать учителю хорошие материальные условия, позаботиться о
нем, в случае болезни и инвалидности

Принцип доступности общего образования

Способности или отсталость, т. е. качества лица, выделяющегося из массы
своими умственными данными или же своею тупостью, скажут нам, какой
уровень образования явится в данном случае подходящим: высший или
низший. Но в основу публичного воспитания, по общему правилу, должен
быть положен средний уровень человеческого ума. Нельзя не отметить
прямой противоположности между методом, применяемым для развития
десятков учеников в школе, и методом обучения отдельных учеников

Все идеи

Книги

Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 1 entsiklopediya didro1
Дидро Д. Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремесел. Т.1. – Женева, 1751.
Дени Дидро
Дидро Д. Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремесел. Т.1. – Женева, 1751.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 2 %d0%94%d0%b8%d0%b4%d1%80%d0%be %d0%ad%d0%bd%d1%86%d0%b8%d0%ba%d0%bb%d0%be%d0%bf%d0%b5%d0%b4%d0%b8%d1%8f
Дидро Д. История в энциклопедии Дидро и Д'Аламбера / Перевод Н.В. Ревуненковой.
Дени Дидро
Дидро Д. История в энциклопедии Дидро и Д'Аламбера / Перевод Н.В. Ревуненковой.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 1 %d0%94%d0%b8%d0%b4%d1%80%d0%be %d0%a1%d0%be%d1%87%d0%b8%d0%bd%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f
Дидро Д. Сочинения в двух т. Т.1. Сер. Философское наследие. – М.: Изд-во «Мысль», 1986. т.1 – 592 с.
Дени Дидро
Дидро Д. Сочинения в двух т. Т.1. Сер. Философское наследие. – М.: Изд-во «Мысль», 1986. т.1 – 592 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 2 %d0%94%d0%b8%d0%b4%d1%80%d0%be %d0%a1%d0%be%d1%87%d0%b8%d0%bd%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f
Дидро Д. Сочинения в двух т. Т.2. Сер. Философское наследие. – М.: Изд-во «Мысль», 1991. т.2 - 606 с.
Дени Дидро
Дидро Д. Сочинения в двух т. Т.2. Сер. Философское наследие. – М.: Изд-во «Мысль», 1991. т.2 - 606 с.
Дидро Д. Сочинения в десяти томах / Под общей редакцией И.К. Луппола. Редакция и вступительная статья И.К. Луппола. Перевод И.Б. Румера, В.К. Сережникова и П.С. Юшкевича. Примечания А.Н. Лаврентьева. (Москва - Ленинград: Academia, 1935-1947. - Французская литература)
Дени Дидро
Дидро Д. Сочинения в десяти томах / Под общей редакцией И.К. Луппола. Редакция и вступительная статья И.К. Луппола. Перевод И.Б. Румера, В.К. Сережникова и П.С. Юшкевича. Примечания А.Н. Лаврентьева. (Москва - Ленинград: Academia, 1935-1947. - Французская литература)
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 1 %d0%94%d0%b8%d0%b4%d1%80%d0%be %d0%9f%d0%bb%d0%b5%d0%bc%d1%8f%d0%bd%d0%bd%d0%b8%d0%ba %d0%a0%d0%b0%d0%bc%d0%be
Дидро Д. Монахиня. Племянник Рамо. Жак-фаталист и его хозяин. 1984.
Дени Дидро
Дидро Д. Монахиня. Племянник Рамо. Жак-фаталист и его хозяин. 1984.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 2 %d0%94%d0%b8%d0%b4%d1%80%d0%be %d0%9f%d0%bb%d0%b5%d0%bc%d1%8f%d0%bd%d0%bd%d0%b8%d0%ba %d0%a0%d0%b0%d0%bc%d0%be
Дидро Д. Племянник Рамо. Парадокс об актере.
Дени Дидро
Дидро Д. Племянник Рамо. Парадокс об актере.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%94%d0%b8%d0%b4%d1%80%d0%be %d0%9e%d1%82%d0%b5%d1%86 %d1%81%d0%b5%d0%bc%d0%b5%d0%b9%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b0
http://bookvoed.ru/files/1836/G/P/b.jpg
Дени Дидро
http://bookvoed.ru/files/1836/G/P/b.jpg
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%94%d0%b8%d0%b4%d1%80%d0%be %d0%9d%d0%b5%d1%81%d0%ba%d1%80%d0%be%d0%bc%d0%bd%d1%8b%d0%b5 %d1%81%d0%be%d0%ba%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%89%d0%b0
Дидро Д. Нескромные сокровища. 1993.
Дени Дидро
Дидро Д. Нескромные сокровища. 1993.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%94%d0%b8%d0%b4%d1%80%d0%be %d0%9c%d0%be%d0%bd%d0%b0%d1%85%d0%b8%d0%bd%d1%8f %d0%9d%d0%b5%d1%81%d0%ba%d1%80%d0%be%d0%bc%d0%bd%d1%8b%d0%b5 %d1%81%d0%be%d0%ba%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%89%d0%b0
Дидро Д. Нескромные сокровища. 1993.
Дени Дидро
Дидро Д. Нескромные сокровища. 1993.
Ещё 6 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.