Войти
EN

Клод Адриан Гельвеций

Французский литератор, философ-материалист, идеолог французской буржуазии эпохи Просвещения. Знаменитую книгу К.А. Гельвеция «Об уме» власти осудили и запретили как направленную против религии и существующего строя. Главную свою задачу К.А. Гельвеций видел в том, чтобы убедить законодателей и деятелей образования, что гений, добродетели и таланты (которым нации обязаны своим величием) зависят не просто от различий в органах чувств, но являются следствием образования, которое, в свою очередь, полностью зависит от характера законов и формы государственного правления. 
Годы жизни
1715 - 1771
Страна
Франция
Научная школа
Роль среды в становлении личности
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1715 - 1771

К.А. Гельвеций родился в Париже, в январе 1715 г., в семье придворного врача. Учился в колледже Людовика Великого, который находился в ведении иезуитского ордена. Живой по натуре, одаренный и впечатлительный, юноша рано почувствовал отвращение к схоластике, которая составляла основу иезуитского воспитания.
В годы учения Гельвеция происходили непрекращающиеся столкновения народных масс с королевской властью, стоявшей на страже интересов феодальной знати. В 1725 г. по причине дороговизны хлеба вспыхнули восстания в Кане, Руане и Ренне. В Париже тысячи людей громили склады и магазины. Власти жестоко расправились со «смутьянами». На следующий день после этих событий на виселицах, воздвигнутых на главной улице Сент-Антуанского предместья столицы, качались трупы главных зачинщиков голодного бунта.
Крики возмущения и протеста голодных и порабощенных, стук копыт коней стражников королевской власти, устремлявшихся на подавление мятежников, лязг мечей и грохот выстрелов из мушкетов врывались в школы, заставляли лучшую часть молодежи призадуматься над тем, что творится за стенами колледжей.
Проникшись презрением к схоластическому воспитанию, едва скрывая свое ироническое отношение к теологическим дисциплинам всевозможным доказательствам бытия божьего, Гельвеций стремится взять в свои собственные руки дело своего обучения. Он читает и перечитывает Корнеля, Расина, Буало, "Мольера, Лафонтена. Увлекают его также французские философы и морали-сты — Монтень, Лабрюйер, Ларошфуко. «Максимы и моральные размышления» последнего привлекли внимание Гельвеция к проблеме эгоизма, которая станет позднее одной из важных проблем в его творчестве.
Не прошел Гельвеций и мимо знаменитой книги Локка «Опыт о человеческом разуме». Эта книга, — сообщает первый биограф Гельвеция, Сен-Ламбер, — произвела революцию в его (Гельвеция) мыслях. Он стал ревностным учеником Локка, но учеником таким, каким был Аристотель для Платона, учеником, способным прибавить к открытиям учителя свои собственные открытия».
Завершив курс обучения в колледже, Гельвеций по воле отца начал готовить себя к карьере финансиста. С этой целью он переехал в город Кан, где его дядя занимал пост директора ферм. И по свидетельству современников, будущий философ здесь больше был увлечен литературой и философией, чем коммерческой и финансистской деятельностью.
В 1738 г. королева Мария Лещинская, желая облагодетельствовать своего личного врача, предоставила его сыну, молодому Гельвецию, должность генерального откупщика с годовой рентой 300 тысяч ливров. Будущий философ неожиданно стал богатейшим человеком. Одновременно он получил возможность в силу своего служебного положения непосредственно знакомиться с реальной картиной общественной жизни, безмерными страданиями народа.
Утративший смысл и право на существование старый общественный строй, желая выжить, прибегал к жестоким актам насилия, закручивал налоговый пресс, чтобы покрыть возрастающее расточительство господствующего класса, лишал народные массы стимулов к труду, обрекал их на полуголодное существование. Гельвеций мог одновременно видеть, как накапливалось негодование в рядах «третьего сословия» против феодального порядка, сословного неравенства, королевской власти и католической церкви.
Философ рано проникся чувством глубокого сострадания к порабощенным и униженным, с надеждой смотрел на растущий их гнев. В границах своих возможностей он поощрял дух сопротивления против больших и малых тиранов. Сен-Ламбер передает интересный эпизод из жизни Гельвеция — генерального откупщика. Находясь как-то в Бордо, он узнал о новом налоге на вино, грозившем разорить провинцию и город. Гельвеций попытался добиться отмены этого налога, но тщетно. С юношеской горячностью он обратился к гражданам Бордо со следующими словами: «До тех пор, пока вы ограничитесь жалобами, никто не удовлетворит ваши просьбы. Вы можете собраться в количестве свыше десяти тысяч человек. Нападите на наших чиновников, их не более двухсот. Я встану во главе их, и мы будем защищаться, но в конце концов вы нас одолеете, и вам будет воздана справедливость». По возвращении в Париж Гельвеций добился отмены налога. Трудно сказать, насколько точно Сен-Ламбер передает этот эпизод, но не вызывает сомнения, что в период своей деятельности в качестве генерального откупщика Гельвеций познал феодальную систему и проникся к ней нескрываемыми антипатиями. На волнующие вопросы жизни Гельвеций искал ответы у передовых людей века — своих предшественников и современников, у Фонтенеля, Монтескье, Вольтера и других видных просветителей.
Отказавшись от должности генерального откупщика, Гельвеций получил возможность полностью приобщиться к кругу вопросов, которые волновали всю мыслящую дореволюционную Францию.
После женитьбы на Анне Катрин де Линьвиль д’Отрикур в 1751 году, оставил должность. С женой проводил время в шато Воре близ Ремалара в департаменте Орн и в своём парижском особняке на улице Сен-Анн.
Посещая в течение нескольких лет парижские салоны, Гельвецию пришла мысль об открытии своего собственного салона, где образованные и умные люди могли бы общаться друг с другом. Именно в салоне Гельвеция любили вращаться люди, составившие позже известное общество энциклопедистов. Также его салон получил известность как место для выражения свободомыслия. Входил в кружок Дидро и Гольбаха. Что касается карьеры то, сблизившись с Монтескьё и Вольтером, с 1751 года посвятил себя научным занятиям и литературе (поэзией увлекался ещё в молодости).
Первым опубликованным произведением Гельвеция был его труд "Об уме", работа над которым продолжалась более 20 лет. Эта книга за свои скандальные идеи произвела эффект разорвавшейся бомбы в почтенных кругах Парижа, также оно было осуждено папой Климентом XIII, парижским парламентом и теологическим факультетом Сорбонны и ее приговорили к сожжению. Самому автору пришлось два раза отказываться от нее. Осуждение книги "Об уме" повлияло также на решении о запрете "Энциклопедии", одним из самых активных участников которой был Гельвеций.
В 1764 году посетил Англию, а в 1765 г. по приглашению Фридриха II —Пруссию. К 1769 Гельвеций закончил труд «О человеке» (De l’Homme, опубл. 1772, посмертно).
Страдал тяжёлой формой подагры и умер в своем доме на улице Сен-Анн 26 декабря 1771 года в Париже. Полное собрание его сочинений было выпущено в Париже в 1818 году.

Вся биография

Идеи

Идея о господствующем влиянии среды

Гельвеций отрицал врожденные идеи и, будучи сенсуалистом, полагал, что все представления и понятия у человека образуются на основе чувственных восприятий. Большое значение он придавал формированию человека под влиянием среды, общественно-политического строя, господствующего в стране. По словам Гельвеция, «новые и главные воспитатели юноши — форма правления государства, в котором он живет, и нравы, порождаемые у народа этой формой правления».
Он указывал, что феодальный строй калечит людей. Церковь портит человеческие характеры, религиозная мораль лицемерна и бесчеловечна. «Горе нациям,— восклицает Гельвеции,— которые доверяют попам воспитание своих граждан». Он считал, что наступило время, когда проповедь морали должна взять на себя светская власть. Поскольку существующая мораль построена на заблуждениях и предрассудках, на религии, должна быть создана новая мораль, вытекающая из правильно понятого личного интереса, т. е. такого, который сочетается с общественным интересом. Однако общественный интерес Гельвеции понимал с буржуазной позиции. Основу общества он видел в частной собственности.

Цель воспитания – стремление к благу общества

Гельвеции считал необходимым сформулировать единую цель воспитания для всех граждан. Эта цель заключается в стремлении к благу всего общества, к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Надо воспитывать патриотов, которые в состоянии объединить идею личного блага и «благо нации». Хотя «благо нации» Гельвеции трактовал ограниченно, как буржуазный мыслитель, такое понимание целей воспитания имело исторически прогрессивный характер.

Идея «о природном равенстве людей»

Гельвеции утверждал, что все люди в равной мере способны к образованию, так как они рождаются с одинаковыми духовными способностями. Это утверждение «о природном равенстве людей» проникнуто демократизмом; оно наносило удар по теориям современных ему дворянских идеологов, проповедовавших неравенство людей от природы, которое якобы обусловлено их социальным происхождением. Однако отрицание Гельвецием каких бы то ни было природных различий между людьми является неверным.

«Воспитание нас делает тем, чем мы есть»

Гельвеции считал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. При этом понятие «воспитание» он трактовал очень широко. Карл Маркс указывал, что под воспитанием Гельвеций «понимает не только воспитание в обычном смысле этого слова, но и совокупность всех условий жизни индивидуума...». Гельвеций заявлял, что «воспитание нас делает тем, чем мы есть», и даже более: «Воспитание может все». Как роль воспитания, так и среды он переоценивал, полагая, что человек является воспитанником всех окружающих его предметов, тех положений, в которые его ставит случай, и даже всех происходящих с ним случайностей. Такая трактовка ведет к переоценке стихийных факторов и недооценке организованного воспитания в формировании человека.

Идеи просвещения и воспитания народа

Гельвеций полагал, что схоластическая школа, где одурманивают детей религией, не может воспитать не только настоящих людей, но и вообще здравомыслящего человека. Требуется поэтому коренным образом перестроить школу, сделать ее светской и государственной и уничтожить монополию привилегированной касты дворян на образование. Необходимо широкое просвещение народа, надо перевоспитывать людей. Гельвеций надеялся, что в результате просвещения и воспитания будет создан человек, свободный от предрассудков, от суеверий, настоящий атеист патриот, человек, умеющий сочетать личное счастье с «благом наций».

Все идеи

Книги

Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 2 %d0%93%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%b2%d0%b5%d1%86%d0%b8%d0%b9 %d0%9e%d0%b1 %d1%83%d0%bc%d0%b5  1938
Гельвеций К.А. Об уме. - М.: ОГИЗ, 1938.
Клод Адриан Гельвеций
Гельвеций К.А. Об уме. - М.: ОГИЗ, 1938.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%93%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%b2%d0%b5%d1%86%d0%b8%d0%b9 %d0%a1%d1%87%d0%b0%d1%81%d1%82%d1%8c%d0%b5
Гельвеций К.А. Счастье. Поэма / Перевод и вступительная статья М.А. Дынника - М.: Художественная литература, 1936. - 480 с.
Клод Адриан Гельвеций
Гельвеций К.А. Счастье. Поэма / Перевод и вступительная статья М.А. Дынника - М.: Художественная литература, 1936. - 480 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%93%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%b2%d0%b5%d1%86%d0%b8%d0%b9 %d0%a1%d0%be%d1%87%d0%b8%d0%bd%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f %d0%b2 2 %d1%82.
Гельвеций К.А. Сочинения в 2 т. / Составление и общая редакция Х.Н. Момджяна. - М.: Мысль, 1973/1974. - 647/687 с. Серия Философское наследие (т. 57, 58)
Клод Адриан Гельвеций
Гельвеций К.А. Сочинения в 2 т. / Составление и общая редакция Х.Н. Момджяна. - М.: Мысль, 1973/1974. - 647/687 с. Серия Философское наследие (т. 57, 58)
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%93%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%b2%d0%b5%d1%86%d0%b8%d0%b9 %d0%9e %d1%87%d0%b5%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b5%d0%ba%d0%b5  %d0%b5%d0%b3%d0%be %d1%81%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8f%d1%85 %d0%b8 %d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%b8%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b8
Гельвеций К.А. О человеке, его способностях и его воспитании. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1938.
Клод Адриан Гельвеций
Гельвеций К.А. О человеке, его способностях и его воспитании. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1938.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%93%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%b2%d0%b5%d1%86%d0%b8%d0%b9 %d0%98%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9 %d1%81%d0%bc%d1%8b%d1%81%d0%bb %d1%81%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%b5%d0%bc%d1%8b %d0%bf%d1%80%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b4%d1%8b
Гельвеций К.А. Истинный смысл. Системы природы / Перевод с французского И. Луппола под редакцией А. Деборина.- М.: Новая Москва, 1923г.- 164 с. Формат: PDF. Размер: 7,8 Мб. Качество: сканированные страницы + текстовый слой. Язык: русский. Обложка и оформление Н.Н. Вышеславцева. Портрет, заставки и концовки заимствованы из первого тома сочинений Гельвеция, издания 1777 г.
Клод Адриан Гельвеций
Гельвеций К.А. Истинный смысл. Системы природы / Перевод с французского И. Луппола под редакцией А. Деборина.- М.: Новая Москва, 1923г.- 164 с. Формат: PDF. Размер: 7,8 Мб. Качество: сканированные страницы + текстовый слой. Язык: русский. Обложка и оформление Н.Н. Вышеславцева. Портрет, заставки и концовки заимствованы из первого тома сочинений Гельвеция, издания 1777 г.
Ещё 1 книга

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.