Войти
EN

Адольф Дистервег

Выдающийся немецкий педагог и либеральный политик. В историю педагогики он вошёл как «учитель немецких учителей» и прогрессивный представитель германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века. Выдвигая идею общечеловеческого воспитания, он настаивал на создании школы, которая была бы доступна всем детям независимо от сословной принадлежности, общественного положения и религиозных взглядов их родителей. Автор более 20 учебников и руководств по математике, астрономии, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии, которые пользовались широкой известностью не только в Германии, но и далеко за ее пределами. Издатель педагогического журнала «Рейнские листки для воспитания и обучения», в котором поместил свыше четырехсот статей по самым разнообразным педагогическим вопросам.
Годы жизни
1790-1866
Страна
Германия
Научная школа
Общечеловеческое воспитание
Предшественники
Последователи
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1790-1866

Адольф Дистервег родился 29 октября 1790 года в небольшом промышленном городе
Зиген в Вестфалии в семье чиновника-юриста. В 1808 году он поступил в Герборнский
университет, где изучал математику, философию и историю, а затем перевёлся в
Тюбингенский университет, где закончил курс в 1811 году доктором богословия. Но
духовная карьера не привлекала его, тем более что в нём выработались, при всей
религиозности, довольно свободные мнения относительно некоторых догматических
вопросов. Более по сердцу была ему деятельность учителя, и мы видим его сперва
домашним учителем в Мангейме, затем вторым учителем eсоlе sесоndaire в Вормсе.
В студенческие годы Дистервег познакомился с педагогическими идеями Руссо и
Песталоцци. Решающее влияние на формирование его прогрессивных педагогических
убеждений оказали годы деятельности в Образцовой школе города Франкфурта-на-
Майне в 1813-1818 годах, где он работал учителем. При ней подвизался кружок
непосредственных учеников Песталоцци (Грунер, Ненни, де-Ласпе и др.), горячо
преданных делу. Под влиянием этого кружка Дистервег изучил сочинения Песталоцци,
проникся идеями “великого народного пророка” и решил всю жизнь свою посвятить делу
народного образования. В 1818 году, став вторым ректором латинской школы в
Эльберфельде, он встретился с Вильбергом, натурой родственной Песталоцци, человеком
необычайных педагогических дарований и огромного влияния на окружающих.
С 1820 года Дистервег длительное время возглавлял учительские семинарии: сначала в
Мерсе на Рейне, а затем в Берлине, которые сумел сделать образцовыми. Он преподавал
в семинариях педагогику, математику и немецкий язык и одновременно являлся
учителем опытных начальных школ при этих семинариях. Плодотворную педагогическую
деятельность Дистервег успешно совмещал с большой литературной и методической
работой. Он издал «Руководство к образованию немецких учителей» (1835), в котором
изложил свои прогрессивные взгляды на общие задачи и принципы обучения, а также
свыше двадцати учебников и руководств по математике, немецкому языку, географии,
астрономии, пользовавшихся большой популярностью в Германии и других странах.
В России произведения Дистервега были хорошо известны еще при жизни автора. Так, в
1862 году была издана на русском языке его «Элементарная геометрия», нашедшая
признание среди передовых педагогов.
С 1827 по 1866 гг. он издавал педагогический журнал «Рейнские листки для воспитания и
обучения», в котором поместил свыше четырехсот статей по самым разнообразным
педагогическим вопросам. 1-я часть его посвящена общим вопросам педагогики и
дидактики, а 2-я, написанная при участии учителей,— преподаванию отдельных
предметов.
Дистервег также известен как автор более 20 учебников и руководств по математике,
астрономии, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии, которые
пользовались широкой известностью не только в Германии, но и далеко за ее пределами.В 1832 году Дистервег получает должность директора Берлинской “семинарии для
городских школ”. Пятнадцать лет он с честью подвизался на новом месте. Со всех концов
Германии, из других земель, Венгрии, даже России, стекались сюда ученики, чтобы
увидеть знаменитого педагога среди дела, научиться у него трудному искусству
воспитания и обучения и вдохновиться его горячей верой в великое значение учительской
деятельности. Кто видел его, у тех навеки запечатлелся в памяти образ этого
необыкновенного человека. Например, Вихарда Ланге, его друг, говорил о нём так:
“Дистервег был среднего роста, широкоплеч, с короткой шеей. Под выдающимся вперед,
тонко изваянным лбом, густые брови осеняли глубоко лежавшие блестящие два глаза,
которые говорили и о чуткости и мощи ума и о добродушии и мягкости сердца. Тонкий
римский нос под острым углом отделялся из-под выступа лобной кости. Вокруг почти
безгубого, резко очерченного рта обыкновенно играла саркастическая и все же добрая
улыбка. Подбородок, красиво сформированный, сравнительно большой и массивный,
казалось, указывал на крупную силу воли. Живость и подвижность всего его существа
выражалась в частых движениях лицевых мышц и в привычке проводить рукой по лысой
голове. Настоящим оратором он не был и обыкновенно выражался короткими,
отрывистыми фразами, оттеняя речь оживленной жестикуляцией. Но когда его
охватывало жившее в нем воодушевление к своему призванию, что случалось,
разумеется, нередко — его речь всегда производила глубокое и благотворное
впечатление на слушателей. Возбуждающая сила, исходившая от этого духовно
неистощимого, оригинального человека, была беспримерна. Ученикам, старшим и
младшим, юношам и детям в его присутствии нельзя было не быть внимательными: где
бы он ни появлялся, там пробуждались жизнь и всестороннее умственное движение.. Не
полицейским надзором, не строгой дисциплиной, поддерживал он своих учеников на
добром пути. Его душевное благородство возбуждало и в юношах подобное же состояние
души, и его великие стремления находили себе отголосок и в их сердцах: сами юноши
большею частью поднимались выше рутины. Да и впоследствии между бывшими
учениками и учителем не было тех преград, которые почти всегда отделяют
элементарного учителя от своего академически образованного коллеги. Его строгие
требования, его часто бесцеремонные замечания и выговоры отвращали от него только
людей с низменными чувствами. Кто же хоть сколько-нибудь был в силах понимать
необычную умственную жизнь, тот всегда относился к нему с благодарностью и
благоговением”.
В 1832 – 1841 гг. он создал в Берлине 4 учительских общества, а в 1848 году был избран
председателем «Всеобщего немецкого учительского союза». В июле 1848 года Дистервег
вместе с депутатами «левой» фракции прусского национального собрания подписал
«Записку 23», авторы которой выступали против конфессиональной школы и требовали
единой народной школы для «всех детей нации без различия состояний и будущего
призвания». Дистервег, хотя и признавал религию в духе рационалистического
христианства, в своих статьях тоже горячо протестовал против господствовавшего в
Германии еще с XVI века вероисповедного обучения, при котором дети католиков и
лютеран учились в отдельных школах. Он настаивал на прекращении опеки церкви над
школой и осуществлении контроля над ней не священником, а специалистом-педагогом,
настаивал ещё и на создании школы, которая бы была доступна всем детям независимо
от сословной принадлежности, общественного положения и религиозных взглядов их
родителей. Так Дистервег выдвинул идею общечеловеческого воспитания. Главная
задача школы, по мнению педагога, заключалась в том, чтобы воспитывать гуманных
людей и сознательных граждан, а не «истинных прусаков». «Человек – мое имя, немец –
мое прозвище», – писал он. Своими смелыми выступлениями Дистервег навлек на себясильное недовольство правительства и реакционных кругов общества, возмущение
духовенства.
В 1847 году, когда реакционное правительство Пруссии усиленно стремилось
предотвратить назревавшую буржуазную революцию, Дистервег был уволен с должности
директора Берлинской семинарии, а в 1850 году, после разгрома революции 1848 года,
он вынужден был уйти в отставку. Но реакции все же не удалось расправиться с
прогрессивным педагогом. Дистервег продолжал оставаться руководителем немецких
народных учителей, которые избрали его сначала председателем Всегерманского
учительского союза, а затем своим представителем в прусскую палату депутатов. Ещё при
своей жизни он заслужил почётное звание «учитель немецких учителей».
С 1851 года Дистервег наряду с «Рейнскими листками» выпускал ещё «Педагогические
ежегодники», смело обличая в этих изданиях силы реакции. Особенно энергично
действовал он после выхода в 1854 году пресловутых прусских регулятивов. Это были
реакционные школьные законы, посредством которых правительство стремилось
прекратить проявление свободомыслия и всецело подчинить её влиянию церкви.
Регулятивы сильно сокращали объём знаний учащихся начальной школы и выдвигали на
первое место закон божий с большим количеством материала для заучивания наизусть.
Они сократили и объём знаний, даваемых учительскими семинариями, снизили уровень
научной подготовки учителей народной школы.
Выступления Дистервега и общественности заставили правительство издать в 1859 году
циркуляр, значительно ослаблявший силу регулятивов. Прогрессивную общественно-
педагогическую деятельность Дистервег вёл до последних дней своей жизни. Он
скончался 7 июля 1866 года, заболев холерой.

Вся биография

Идеи

Идея общечеловеческого воспитания

А. Дистервег выступил в защиту единой и всеобщей школы. Он настаивал на создании школы, которая бы была доступна всем детям независимо от сословной принадлежности, общественного положения и религиозных взглядов их родителей. Главная задача школы, по мнению педагога, заключалась в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных прусаков». «Человек – мое имя, немец – мое прозвище», – писал А. Дистервег.

Ступени возрастного развития детей школьного возраста

Для детей первой возрастной ступени (6 – 9 лет) характерны повышенная физическая активность склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное восприятие. Поэтому первостепенное значение при их обучении следует уделять чувственному познанию и упражнению чувств.

Школьникам второй возрастной ступени (9 – 14 лет) отличаются развитием памяти и накоплением представлений об окружающем мире. В этот период важно развить у школьников абстрактное мышление, умение делать выводы, сравнивать. Анализировать.

Третья ступень охватывала школьников в возрасте от 14 до 16 лет. В этот период важно продолжать развивать мышление учащихся и твердые нравственные принципы, которые со временем превратятся в убеждения.

Принципы воспитания и обучения

Под природосообразностью А. Дистервег понимал следование в воспитании и обучении природе ребенка, развитие заложенных в нем природой хороших задатков и учет его возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип культуросообразности означал учет в содержании воспитания исторически достигнутого уровня культуры и воспитательного идеала общества. Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, - всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова…». Культура, по мнению А. Дистервега, подразделяется на внешнюю, внутреннюю и общественную. Внешняя культура это нормы морали, правила поведения в быту. Внутренняя культура – это духовная жизнь индивида. Общественная культура подразумевает общественные отношения и национальную культуру.

Принцип самодеятельности А. Дистервег понимал как активность, инициативность личности в процессе обучения и воспитания. По мнению великого немецкого педагога, развитие детской самодеятельности для служения истине, красоте и добру есть конечная цель воспитания.

Идея развивающего обучения

Как и И.Г. Песталоцци, А. Дистервег полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей. Но обучение должно способствовать не только всестороннему развитию человека, но и нравственному воспитанию, а каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет, по мнению А. Дистервега, имеет еще и нравственное значение. Поэтому А. Дистервег неразрывно связывает вопрос о дисциплине в школе с постановкой в ней обучения. По его мнению, «кто хорошо преподает, хорошо и дисциплинирует».

А. Дистервег выделил 4 группы дидактических правил.

К первой отнесены правила по отношению к субъекту школьного образования – ученику, предусматривающие построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с психофизическим развитием ребенка, его индивидуальными особенностями.

Вторая группа правил касалась предмета преподавания. Данные правила определяли порядок распределения учебного материала, его деление на небольшие разделы, установление связи, между школьными предметами, близкими по содержанию.

Третья группа правил связана с внешними условиями обучения – его местом и временем. Они касались связи школьных предметов с жизненной перспективой учащихся, окружающей их социокультурной средой.

Четвертая группа дидактических правил обращена к учителю, его профессиональным качествам, необходимым для успешного преподавания.

Особое значение Дистервег придавал следующим дидактическим правилам: обучать природосообразно, учитывать особенности детского восприятия, идти от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, широко использовать наглядность, сознательно усваивать учебный материал, закреплять пройденный материал на практике и др.

Немецкий педагог настоятельно рекомендовал не торопиться при усвоении наук. В этой связи он советовал усваивать материал основательно, не торопясь, «а всякая поверхностность и легкомысленное отношение к действительным основам предмета неминуемо мстят за себя», - писал А. Дистервег.

Решение главных задач школы, таких как: воспитание гуманных людей, воспитание сознательных граждан, развитие детской самодеятельности в процессе обучения и вооружение учащихся знаниями А. Дистервег рассматривал лишь при руководящей роли учителя. А. Дистервег утверждал, что «в конечном счете, успех обучения определяется учителем, а не учебником или методом».

Хороший учитель, по мнению А. Дистервега, должен в соверщенстве владеть своим предметом и любить свою профессию и детей. На уроке должна царить атмосфера бодрости, а энергичное преподавание должно будить умственные силы учащихся, укреплять их волю и характер. А. Дистервег писал: «Беда обычно заключается в том, что молодые учителя стремятся научить учеников всему тому, что они сами знают, но на самом же деле надо сообщать учащимся только существенное… Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить».

А. Дистервег рекомендовал учителям постоянно работать над собой, заниматься саморазвитием и самообразованием. Обращаясь к учителю, А. Дистервег пишет: «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием…». Он призывал народных немецких учителей быть строгими, требовательными и в то же время справедливыми, завоевывать авторитет у своих учеников, проявлять активную гражданскую позицию и иметь прогрессивные убеждения, вести большую культурно-просветительскую работу с населением.

Таким образом, А. Дистервег много сделал для развития начального образования, был блестящим организатором немецкого педагогического образования и талантливым педагогом. Дидактика развивающего обучения А. Дистервега и его учебники оказали большое влияние на развитие европейской школы и педагогической мысли XIX века. Его прогрессивные идеи получили широкое распространение в России. Однако в самой Германии педагог-демократ не был признан при жизни, а его прогрессивные мысли о всеобщем народном образовании вызывали настороженность и раздражение.

Все идеи

Книги

Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be diesterweg universitaeten 1836
Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей, 1836.
Адольф Дистервег
Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей, 1836.
Thumb %d0%94%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b2%d0%b5%d0%b3 %d0%a0%d0%b5%d0%b9%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5 %d0%bb%d0%b8%d1%81%d1%82%d1%8b
Дистервег и Рейнские листы / Дистервег // Учитель. 1863. № 11-12. С. 568-577
Адольф Дистервег
Дистервег и Рейнские листы / Дистервег // Учитель. 1863. № 11-12. С. 568-577
Thumb %d0%94%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b2%d0%b5%d0%b3 %d0%9e %d0%bf%d1%80%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%be%d1%81%d0%be%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8...
Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении
Адольф Дистервег
Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%94%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b2%d0%b5%d0%b3 %d0%98%d0%b7%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5 %d0%bf%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5 %d1%81%d0%be%d1%87%d0%b8%d0%bd%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения
Адольф Дистервег
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения
Thumb a.diesterweg. schriften und reden
A.Diesterweg. Schriften und Reden, Bd 1 - 2, В.- Lpz., 1950
Адольф Дистервег
Не найдена в свободном доступе
A.Diesterweg. Schriften und Reden, Bd 1 - 2, В.- Lpz., 1950
Ещё 1 книга

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.