Войти
EN

Иван Иванович Бецкой

Видный деятель русского Просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II, президент Императорской Академии художеств, инициатор создания Смольного института и Воспитательного дома. Возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве.
Годы жизни
1704-1795
Регион
Россия
Научная школа
Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества
Последователи идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1704-1795

сын “последнего боярина” генерал-фельдмаршала князя Ивана Юрьевича
Трубецкого и баронессы Вреде, родился в Стокгольме 3 февраля 1704 г.
В Копенгагене, получил образование и затем поступил в Датский
кавалерийский полк. Но во время одного ученья он был сброшен лошадью и
сильно помят при проезде эскадрона; это обстоятельство принудило его
отказаться от военной службы. Выйдя в отставку, он путешествовал по
Европе и, между прочим, в Париже был представлен герцогине Ангальт-
Цербстской — Иоганне-Елисавете (матери императрицы Екатерины II),
которая и в то время, и впоследствии относилась к нему очень милостиво.
В 1729 г. Бецкой приехал в Россию и определился на службу в коллегию
иностранных дел, от которой нередко был посылаем в качестве кабинет-
курьера в Берлин, Вену и Париж.
В ночь вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны (24—25
ноября 1741) он находился безотлучно при государыне, которая тогда же и
наградила его орденом св. Екатерины, снятым ею с себя. Бецкой был
назначен состоять при герцогине-матери, а по отъезде ее из России.
В 1747 г. вышел в отставку (с чином генерал-майора) и уехал в Париж. Здесь
он прожил лет 15 и, между прочим, свел близкое знакомство с
энциклопедистами, воспитательные теории которых произвели на него
глубокое впечатление и впоследствии были положены в основу
предпринятой им педагогической реформы в России.
В начале 1762 года император Петр III вызвал его в Петербург, поручил ему
главное начальство над канцелярию строения домов и садов его величества и
пожаловал в генерал-поручики. Императрица Екатерина II по вступлении на
престол поставила Бецкого. в исключительное положение: он находился в
непосредственной зависимости только от ее особы.
Вообще, Екатерина относилась к Бецкому с большим уважением и окружала
его почетом; но в дела государственные он не вмешивался и влияния на них
не имел; он отмежевал себе особую область — воспитательную, и не
выходил из нее.
Указом 3 марта 1763 г. на него возложено управление Академией художеств,
а 1 сентября того же года обнародован манифест об учреждении
Московского воспитательного дома по плану, составленному по указаниям
Бецкого профессором Московского университета А. А. Барсовым. Затем вПетербурге открыто “Воспитательное общество благородных девиц”
(Смольный монастырь), также устроенное по мысли Бецкого и вверенное его
главному попечению и руководству.
В 1765 г. он был сделан шефом Сухопутного шляхетного кадетского корпуса.
Вверив ему все эти заведения, Екатерина произвела его в действительные
тайные советники и наградила огромными богатствами, значительную долю
которых он употреблял на дела благотворительности и особенно — на
развитие воспитательных учреждений.
В 1778 г. за свою широкую благотворительность он был торжественно
награжден от сената большой золотой медалью “за любовь к отечеству”.
Прожив некоторое время в Москве, он возвратился в Петербург и здесь
открыл, по образцу московского, воспитательный дом, а при нем — вдовью,
сохранную и ссудную казны, в пользу которых сделал огромные
пожертвования. Занимаясь, кроме воспитательного дела, наблюдением за
казенными постройками, он заботился об украшении Петербурга;
памятниками этой его деятельности остались: монумент Петру Великому
(Фальконета), решетка Летнего сада, невский мост и гранитные набережные
Невы и каналов. “Исполненный долготой дней” (как выразился вития
Анастасий),.
Бецкой скончался в Санкт -Петербурге. 31 августа 1795 г. и погребен в
Александро-Невской лавре. Державин почтил его память одой, в которой,
перечисляя его заслуги, говорит: “Луч милости был, Бецкий, ты”. Эти слова
вырезаны и на надгробном памятнике Бецкого, и действительно, ими лучше
всего характеризуется его значение

Вся биография

Идеи

Принцип замкнутости обучения

И.И. Бецкой стремился отгородить воспитанниц от «испорченной» среды их родителей, вырастив из них «идеальных людей» по просветительской модели.

Процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские склонности.

Бецкой предупреждал, что принуждение детей к учению может привести к притуплению детских способностей, и настаивал на категорическом запрещении физических наказаний. В «Генеральном плане Московского воспитательного дома» говорилось по этому поводу: «Единожды навсегда ввести закон и строго утверждать — никогда и ни за что не бить детей».

Принцип классовой, дворянской ограниченности

Прежде всего, это проявилось в его требовании «вкоренения» в сердца детей «страха божия», в его иллюзорной вере, в то, что будто бы путем воспитания можно улучшить сословно-крепостнический строй, а также в его требовании изолировать детей от окружающей действительности, поместив их в закрытые учебно-воспитательные заведения.

Принцип значимости физического воспитания и необходимости считаться с темпераментом ребёнка

Переоценивая роль воспитания в общественной жизни, он утверждал, что «корень всему злу и добру —воспитание». Он надеялся на то, что первые воспитанные в закрытых учебно-воспитательных заведениях новые люди пере дадут привитые им взгляды и привычки своим детям, те в свою очередь — будущим поколениям, я так постепенно, мирным путем изменятся нравственность и поступки людей, а следовательно, улучшатся общество и общественная жизнь. Классовая ограниченность заставляла его верить во всемогущество воспитания.

Принцип значимости физического воспитания и необходимости считаться с темпераментом ребёнка

Руссо «полагал надобность следовать по стопам натуры, не превозмогая и не переламывая её, но способствуя ей». С идеей педагогической Бецкой сливал и политико-социальное стремление: создать в России образованное третье сословие, «третий чин людей». Он видел, как росло на Западе нравственное, политическое и особенно экономическое значение этого сословия, и сожалел, что в России только «два чина установлены: дворяне и крестьяне», а купцы, мещане, ремесленники и связанные с этими званиями отрасли государственной жизни значения не имели.

Все идеи

Книги

Thumb 01
Учреждения и уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола (1774)
Иван Иванович Бецкой
Учреждения и уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола (1774)
Thumb 02
Краткое наставление выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества (1766)
Иван Иванович Бецкой
Краткое наставление выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества (1766)
Thumb 03
Генерального плана Императорского воспитательного дома исполнительное учреждение вдовьей, ссудной и сохранной казны, в пользу всего общества (1772)
Иван Иванович Бецкой
Генерального плана Императорского воспитательного дома исполнительное учреждение вдовьей, ссудной и сохранной казны, в пользу всего общества (1772)
Thumb 04
План коммерческого воспитательного училища (1772)
Иван Иванович Бецкой
План коммерческого воспитательного училища (1772)
Thumb 05
Устав воспитания двухсот благородных девиц учрежденного Её Величеством Государынею Императрицею Екатериною Второю, Самодержицею Всероссийскою Материю Отечества, и прочее и прочее и прочее (1764)
Иван Иванович Бецкой
Устав воспитания двухсот благородных девиц учрежденного Её Величеством Государынею Императрицею Екатериною Второю, Самодержицею Всероссийскою Материю Отечества, и прочее и прочее и прочее (1764)
Thumb 06
Устав Императорской академии трех знатнейших художеств: живописи, скульптуры и архитектуры с воспитательным при ней училищем (1764)
Иван Иванович Бецкой
Устав Императорской академии трех знатнейших художеств: живописи, скульптуры и архитектуры с воспитательным при ней училищем (1764)
Thumb 07
Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества (1766)
Иван Иванович Бецкой
Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества (1766)
Thumb 08
Учреждение Императорского Воспитательного для приносных детей Дома и Госпиталя для бедных родильниц (1763)
Иван Иванович Бецкой
Не найдена в свободном доступе
Учреждение Императорского Воспитательного для приносных детей Дома и Госпиталя для бедных родильниц (1763)
Собрание учреждений и предписаний, касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества; с прочими в пользу общества установлениями (1789-1791)
Иван Иванович Бецкой
Не найдена в свободном доступе
Собрание учреждений и предписаний, касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества; с прочими в пользу общества установлениями (1789-1791)
Ещё 5 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.