Войти
EN

Иоганн Фридрих Гербарт

Немецкий философ, психолог, педагог, один из основателей научной педагогики. Он понимал педагогику как науку об искусстве воспитания, целью которого является формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Это достигается развитием многосторонности интересов и создания характера, руководимого нравственными идеями: внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости. Ввел в педагогику термин "воспитывающее обучение", понимание которого исходило из того, что специфические по своим функциям воспитание и обучение взаимосвязаны и диалектически взаимодействуют между собой.
Годы жизни
1776-1841
Страна
Германия
Научная школа
Воспитывающее обучение
Предшественники
Последователи
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1776-1841

Иоганн Фридрих Гербарт родился в семье юриста в
Ольденбурге в Германии. Получил хорошую общеобразовательную
подготовку с домашним учителем. Последующее образование получил,
поступив в предпоследний класс местной гимназии. Там же проявил особый
интерес и склонность к занятиям философией.
1794-1797 учился в Йенском университете, который в те годы был
центром кантианства. Он ознакомился с учениями представителей немецкой
классической философии: Канта, Фихте, штудировал труды Шелленга.
Окончив университет, Гербарт стал учителем-воспитателем троих мальчиков
в семье швейцарского аристократа фон Штейгера (1797-1800). Начало
формирования его педагогических взглядов получило отражение в «Отчетах
г.фон Штейгеру» и в письмах к одному из трех своих воспитанников Карлу
Штейгеру. В 1800 году он посетил Бургдорфский институт Песталоцци.
Наблюдая занятия Песталоцци в школе, вынес глубокое впечатление от его
педагогических идей и его личности. Эти впечатления Гербарт отразил в
двух своих работах в 1802 году «О новом сочинении Песталоцци «Как
Гертруда учит детей» и «Идея азбуки зрительного восприятия Песталоцци».
С 1802 года Гербарт работал в Геттингентском университете в
должности профессора. Благодаря опубликованным трудам и блистательной
лекторской деятельности имя И.Ф.Гербарта приобрело широкую
известность, и в 1809 году он был приглашен в Кенигсбергский университет,
где занял кафедру философии и педагогики, которую до 1804 года возглавлял
И.Кант. В нем он развернул широкую педагогическую деятельность: читал
лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией для подготовки
учителей. При семинарии он создал опытную школу, в которой сам
преподавал ученикам математику. Именно в ней воплощал свои
педагогические воззрения. Намеренно сторонясь от злобы дня, Гербарт весь
был погружен в литературную и педагогическую деятельность.
В 1833 году И.Ф.Гербарт вернулся в Геттингенский университет, где
начиналась его научно-педагогическая деятельность, где прошли последние
годы его жизни.

Вся биография

Идеи

О сущности составляющих компонентов педагогического процесса

Учитель, по его мнению, должен владеть педагогической теорией. Также
педагогу нужны широкие философские взгляды. Воспитание должно развить
в человеке многообразную, разностороннюю восприимчивость, сделать круг
его интересов шире и полнее, что и будет соответствовать идее внутренней
свободы и идее совершенства. Процесс воспитания Гербарт делит на три
раздела: управление, обучение и нравственное воспитание.

Идея связи педагогики с психологией и философией

Гербарт разработал крайне метафизическую этическую теорию.
Общественная и личная нравственность покоятся, по его утверждению, на
вечных и неизменных нравственных идеях. Эти идеи составляют, по
Гербарту, основу внеклассовой, всеобщей морали, которая должна была
укреплять господствовавшие в прусской монархии общественные отношения
и нравственные нормы

Идеи воспитывающего обучения

Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания: ввел в
педагогику термин воспитывающее обучение. Он говорил, что нет
воспитанника без обучения, что не признает обучения, которое не
воспитывает

Ступени в процессе обучения. Формирование интереса к знаниям

Первая ступень: ясность – это углубление в состоянии покоя.
Вторая ступень: ассоциация
Третья ступень: система
Четвертая ступень: метод – это осознание в состоянии движения, применение
полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям

Основы нравственного воспитания

Он считал, что обучение без нравственного
воспитания есть средство без цели.
-идея внутренней свободы.
-идея совершенства.
-идея благожелательности.
-идея права.
-идея справедливости

Понятие управления. Авторитет и любовь

Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание
порядка в настоящее время, т. е. в процессе самого воспитания. Первое
средство управления — это угроза. Авторитет и любовь Гербарт считает
вспомогательными средствами управления

Все идеи

Книги

Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%a1%d0%b0%d0%b1%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d0%bd%d0%b0 %d0%93%d0%b5%d1%80%d0%b1%d0%b0%d1%80%d1%82 %d0%b8 %d0%b5%d0%b3%d0%be %d0%bf%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b3%d0%b8%d0%ba%d0%b0
Сабинина М.В. И.Ф. Гербарт и его педагогика. — СПб. : Тип. В. С. Балашева, 1888. — 25, 31 с. — Из журн. «Рус. начальный учитель» за 1887—1888 гг.
Иоганн Фридрих Гербарт
Сабинина М.В. И.Ф. Гербарт и его педагогика. — СПб. : Тип. В. С. Балашева, 1888. — 25, 31 с. — Из журн. «Рус. начальный учитель» за 1887—1888 гг.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%93%d0%b5%d1%80%d0%b1%d0%b0%d1%80%d1%82 %d0%98%d0%b7%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5 %d0%bf%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5 %d1%81%d0%be%d1%87%d0%b8%d0%bd%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f
Гербарт И. Ф. Избранные педагогические сочинения. 1906
Иоганн Фридрих Гербарт
Гербарт И. Ф. Избранные педагогические сочинения. 1906
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%93%d0%b5%d1%80%d0%b1%d0%b0%d1%80%d1%82 %d0%93%d0%bb%d0%b0%d0%b2%d0%bd%d0%b5%d0%b9%d1%88%d0%b8%d0%b5 %d0%bf%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5 %d1%81%d0%be%d1%87%d0%b8%d0%bd%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f
Гербарт И. Ф. Главнейшие педагогические сочинения Иог. Гербарта в систематическом извлечении / пер. с нем. А. В. Адольфа. С очерком жизни и деятельности Гербарта. — М. : Тихомиров, 1906. — XVI, 365 с.
Иоганн Фридрих Гербарт
Гербарт И. Ф. Главнейшие педагогические сочинения Иог. Гербарта в систематическом извлечении / пер. с нем. А. В. Адольфа. С очерком жизни и деятельности Гербарта. — М. : Тихомиров, 1906. — XVI, 365 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%93%d0%b5%d1%80%d0%b1%d0%b0%d1%80%d1%82 %d0%9e%d0%b1%d1%89%d0%b0%d1%8f %d0%bc%d0%b5%d1%82%d0%b0%d1%84%d0%b8%d0%b7%d0%b8%d0%ba%d0%b0
Гербарт И. Ф. Общая Метафизика, в двух томах (1828-29)
Иоганн Фридрих Гербарт
Не найдена в свободном доступе
Гербарт И. Ф. Общая Метафизика, в двух томах (1828-29)
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%93%d0%b5%d1%80%d0%b1%d0%b0%d1%80%d1%82 %d0%9f%d1%81%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%8f
Гербарт И. Ф. Психология / Предисловие В. Куренного. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007
Иоганн Фридрих Гербарт
Гербарт И. Ф. Психология / Предисловие В. Куренного. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%93%d0%b5%d1%80%d0%b1%d0%b0%d1%80%d1%82
Johann Friedrich Herbart: Umriß pädagogischer Vorlesungen от Eva Matthes, Dieter-­Jürgen Löwisch (Editor) Carsten Heinze
Иоганн Фридрих Гербарт
Johann Friedrich Herbart: Umriß pädagogischer Vorlesungen от Eva Matthes, Dieter-­Jürgen Löwisch (Editor) Carsten Heinze
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%90%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b5%d0%b5%d0%b2%d0%b0 %d0%93%d0%b5%d1%80%d0%b1%d0%b0%d1%80%d1%82  %d0%a8%d1%82%d1%80%d1%8e%d0%bc%d1%84%d0%b5%d0%bb%d1%8c %d0%b8 %d0%b8%d1%85 %d0%bf%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5 %d1%81%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%b5%d0%bc%d1%8b
Алексеев В.Г. Гербарт, Штрюмпель и их педагогические системы. – Юрьев: типография Михельсона, 1902. 112 с. — Из Сб. Учено-Лит. О-ва при Имп. Юрьев. Ун-те. Т. XI.
Иоганн Фридрих Гербарт
Алексеев В.Г. Гербарт, Штрюмпель и их педагогические системы. – Юрьев: типография Михельсона, 1902. 112 с. — Из Сб. Учено-Лит. О-ва при Имп. Юрьев. Ун-те. Т. XI.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%9b%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%b8%d0%bd %d0%9f%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5 %d0%b8%d0%b4%d0%b5%d0%b8 %d0%93%d0%b5%d1%80%d0%b1%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b0 %d0%b8 %d0%9c%d0%be%d0%bd%d1%82%d0%b5%d1%81%d1%81%d0%be%d1%80%d0%b8
Левитин С. А. Педагогические идеи Гербарта и Монтессори. — М. : Лит. изд. Отд. Наркомпроса, 1918. — (Пед. б-ка). — На обл. серия: Теория и практика единой трудовой школы. Т. 1 : Дрессировка детской души. — 102
Иоганн Фридрих Гербарт
Левитин С. А. Педагогические идеи Гербарта и Монтессори. — М. : Лит. изд. Отд. Наркомпроса, 1918. — (Пед. б-ка). — На обл. серия: Теория и практика единой трудовой школы. Т. 1 : Дрессировка детской души. — 102
Ещё 4 книги

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.