Войти
EN

Владимир Соломонович Библер

Выдающийся российский философ и педагог, культуролог, историк культуры. Создатель учения о диалоге культур, автор работ по логике культурного развития, по теории научного познания. Научный руководитель коллектива “Диалог культур” и лидер движения “Школа диалога культур”, осуществлявшего эксперимент по развитию новой системы образования. Исследовал проблемы диалога как основной характеристики творческого мышления.
Годы жизни
1918 - 2000
Страна
СССР, Россия
Научная школа
Школа диалога культур
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1918 - 2000

Владимир Соломонович Библер (4 июля 1918г.– 3 июня 2000г.) - выдающийся мыслитель наших дней, автор совершенно оригинального учения – философии диалога культур, сравнимой по значимости с такими философскими направлениями XX века, как экзистенциализм, феноменология, структурализм. Окончил исторический факультет МГУ, аспирантуру Института философии АН СССР, участник Великой отечественной войны. В 1951 году защитил кандидатскую диссертацию. В связи с компанией борьбы с космополитизмом выслан в Сталинабад, где работал на кафедре философии Таджикского государственного университета. В 1959 возвратился в Москву. Работал на кафедре философии Московского горного института (1959–1963), в Институте истории естествознания и техники АН СССР (1963–1968), Институте всеобщей истории АН СССР (1968–1982), Институте педагогики и общей психологии АПН СССР (1982–1989), с 1992 – в Российском государственном гуманитарном университете.
С 1965 возглавлял неофициальный домашний теоретический семинар по проблемам философии культуры (семинар в 1991г. получил название «Архе»). Участниками семинара были философы, культурологи, историки и психологи: А.В.Ахутин, Л.М.Баткин, И.Е.Берлянд, М.С.Глазман, Т.Б.Длугач, Р.Р.Кондратов, Я.А.Ляткер, Н.В.Малахова, Л.А.Маркова, С.С.Неретина, В.Л.Рабинович, Л.Б.Туманова и др. С начала 90-х годов разрабатывает концепцию образования «Школа диалога культур». Автор многих статей и главный редактор ежегодника «Архе» (выпуски 1–3, 1993, 1996, 1998).
Друзьями и коллегами В.С.Библера были известные ученые Г.С.Батищев, В.В.Давыдов, Э.В.Ильенков, М.К.Мамардашвили, Ф.Т.Михайлов, М.Б.Туровский, Г.П.Щедровицкий и другие творчески и независимо мыслящие философы, психологи и историки. Философские идеи разработаны В. Библером столь детально, предметно и так тесно сплетены с содержанием культуры во всей ее многогранности, что на их основании оказалось возможным построить проект школьного образования – Школу диалога культур. Образование в Школе диалога культур ориентировано не просто на человека знающего, образованного, но на человека культуры: на особый тип разумения, художественной восприимчивости, нравственного сознания, насущный на рубеже XXI века. Несколько лет В. Библер с коллегами проводил в Москве общесоюзные конференции учителей по проекту Школы диалога культур.
Помимо общей концепции, В. Библер в сотрудничестве с коллегами разработал основы программы Школы диалога культур. На основе этих разработок некоторые учителя организовали экспериментальные классы, в которых обучение велось по этой программе.

Вся биография

Идеи

Культура по Библеру

Под культурой мы понимаем не просто совокупность богатств, выработанных человечеством, но совершенно особый феномен духовной жизни человека, насущный именно сейчас, который в работах В.С. Библера осмыслен в следующих поворотах.
1) Культура – это способ самодетерминации индивида, преодолевающей его детерминацию извне.
2) Культура – это сотворение мира впервые, на грани с варварством – в отличие от цивилизации, которая продолжает и продолжается.
3) Культура как диалог культур. Так понимаемая культура не синонимична, но в определенном смысле противоположна таким феноменам человеческой жизни, как цивилизация, образование и т.п. И задача школы диалога культур – вводить ребенка, ученика в культуру, формировать человека культуры (не воспитанного, просвещенного, образованного человека).

Диалог по Библеру

Культура есть только там, где есть две культуры, где есть диалог – это после М.М. Бахтина стало уже общим местом. В концепции ШКОЛА ДИАЛОГА КУЛЬТУР слово диалог, однако, тоже имеет особый смысл. Диалог – это не просто разговор нескольких субъектов о чем бы то ни было, это – в пределе – столкновение радикально различных логик, различных способов понимания. Культура – это всегда драма. «Культура, – пишет В.С. Библер, – в ее собственном, существенном для ХХ века, пафосе, – это «наследственность» увеличивающегося числа самостоятельных, уникальных, сопряженных друг с другом в диалоге (не в «снятии») типов культуры, «формаций культуры», не сводимых друг к другу и не снимаемых друг в друге в лестнице просвещенческого восхождения». Прежде всего имеются в виду исторически представленные европейские культуры – Античность, Средневековье, Новое время, понятые как целостные субъекты понимания, каждая со своим особенным разумом (эйдетический, космизирующий разум Античности; причащающий разум Средневековья; познающий разум Нового времени), со своим пониманием того, что такое понимать, что такое бытие, что такое человек и т.п. Современная культура воспринимает эти культуры не как выстроенные друг за другом на лестнице прогресса и снимающие в себе достижения предыдущих культур, но как существующие одновременно в насущном диалоге.

Школа по Библеру

Школа, то есть институт цивилизации, предназначенный для того, чтобы ввести растущего человека в культуру, тоже приобретает совершенно особый смысл. Исходная педагогическая установка, сам образ школы связан с определенной целостной культурой, с определенным разумом, определенной идеей личности. Так, при переходе от Средневековья к Новому времени изменился коренным образом сам смысл школы – появилась, например, идея образования и идеал образованного человека, воспринявшего «последние достижения» человеческого разума в его высшей, самой истинной и прогрессивной форме – теоретических понятиях. Так и сейчас меняется самый смысл школы, рождается новая педагогическая установка, происходит сдвиг «от человека образованного» к «человеку культуры», «сопрягающему в своем мышлении и деятельности различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные, смысловые спектры». Рождается новая идея школы, новое содержание образования.

Основные положения ШДК

К основным положениям Школы диалога культур В.С. Библер относил:
— диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности;
— многоголосье мира («карнавал мироощущения» по М. Бахтину) существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога;
— главное событие в диалоге — бесконечное развертывание все новых смыслов каждого вступающего в диалог феномена культуры;
— диалог есть не проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие несводимых в единое целое сознаний, не обобщение, но общение различных форм понимания;
— современное мышление строится по культурным моделям и схемам, предполагающим диалогическое общение высших достижений человеческого мышления, сознания, бытия с наработками предыдущих эпох.
В технологии Школы диалога культур диалог несет двойную нагрузку: он понимается и как форма организации обучения, и как принцип организации содержания науки. Диалог дает возможность определить самую суть и смысл усваиваемых и творчески формируемых понятий.
Особенность содержания обучения в Школе диалога культур состоит в том, что на весь образовательный процесс проецируются особенности культуры и мышления различных эпох. Античное мышление трактуется, прежде всего, как эйдетическое (образное); для Средневековья актуальны откровение и причащение; в Новом времени акцент идет на рационалистичность; в современности подчеркивают релятивизм и отсутствие единой картины мира.

Концепция ШДК

В 1-2 классах – подготовительных, которые называются «классы точек удивления» – завязываются «узелки понимания» будущих культурно-исторически рассматриваемых учебных предметов. Основными предметами в этих классах являются загадки слова, загадки числа, загадки явлений природы, загадки исторического события… Здесь разворачиваются первые подходы к современным проблемам различных областей знаний (математика, физика, поэтика, лингвистика и т.д.), более углубленное рассмотрение (и переопределение) которых происходит на последующих этапах обучения. С другой стороны, возникают исходные детские удивления и вопросы по поводу прежде очевидных фактов. Педагогическая задача этих классов – не столько обучение ребенка неким знаниям, умениям, навыкам, сколько формирование у него установки на понимание, некоторой исходной вопросительности, когда казалось бы знакомые предметы – число, слово, время и т.п. вдруг оказываются странными, удивительными, непонятными – требующими понимания. Эта вопросительность фокусируется в некие точки, узелки, т. н. точки удивления. В этих точках, пишет Библер, «происходит закрепление исходных челноков психологического и логического взаимопревращения сознания – в мышление, мышления – в сознание. Происходит торможение и вдумывание в странность этих узлов (как возможно бытие простейших предметов понимания – слова, числа и т.д.?)».
Это сосредоточение развернутых форм мышления в вопрошающие точки существенно и для всего обучения в Школе диалога культур на всех его этапах. Однако логическая форма этого сосредоточения различна в разных классах, на разных этапах обучения.
В 3-4 классах учащиеся осваивают основные смыслы античной культуры, в их актуальности и насущности для культуры современной. Античность предстает как целостное образование в своих разных аспектах (античное искусство, мифология, математика, механика и т.п.)
5-6 классы – классы средневековой культуры в соотнесении с Античностью, Новым временем, современностью.
7-8 классы — культура Нового времени. Учебный цикл здесь начинается с культуры Возрождения, диалогов с культурами Античности и Средневековья, характерных для Нового времени. Именно здесь осваивается идея познающего разума, основанная на эксперименте, и идея «восходящего развития», характерная для нововременной мысли — но в постоянном диалоге с другими идеями.
9-10 классы посвящены культуре современности, а 11 класс выделяется как специально диалогический и в какой-то мере педагогический в нацеленности на диалоги между классами по основным темам и проблемам диалога культур.
Соответственно этому содержанию меняется и представление об учебной деятельности, о чем необходимо сказать более подробно .
Логика Школы диалога культур реализуется в процессе превращения развернутых и относительно самостоятельных «образов культуры», ее готовых феноменов в культуру мышления личности. Объективно развитая культура получает субъектное определение, оказывается обращенной не только в прошлое, но и в будущее, к новым, еще не существующим, но потенциально возможным «образам культуры».

Введение в ситуацию диалога

Одна из особенностей методики Школы диалога культур заключается в том, что происходит введение в ситуацию диалога, побуждение к поиску открытого знания, а не принуждение к усвоению закрытого. Это введение предлагает использовать следующие элементы:
— диагностика готовности учащихся к диалогическому общению и обобщению базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения;
— поиск опорных мотивов, то есть тех волнующих ребят вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала;
— переработка готового учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до вечных человеческих проблем;
— продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога и сюжетных линий урока;
— проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися;
— гипотетическое выявление зон импровизации, то есть таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение участников (погружение, мозговой штурм, десанты, игровые ситуации, диспуты, дискуссии и т. п.).

Понятие «точки удивления»

Другая особенность — использование так называемых точек удивления и загадок бытия. Под ними подразумеваются те «узелки» в сознании ребенка, где можно формировать основные опорные элементы предметов школьного цикла. В этих «точках» происходит закрепление исходных механизмов психологического и логического взаимопревращения сознания в мышление, мышления — в сознание.
«Точки удивления» можно разделить на несколько групп:
— загадки слова (слово в его самобытности, слово в разных «речевых жанрах», слово как момент предложения в жесткой системе грамматических правил, в его слитности и неразделимости, слово и язык);
— загадки числа (рождение идеи числа, математического отношения к миру, сопряжение и диалог процессов изменения, счета, степени);
— загадки явлений природы (отдельное самостоятельное явление и природная целостность, бесконечная Вселенная и частность, особенность, проявление и возможность, исток);
— загадки момента истории (время и вечность, актуализация памяти о бывшем до меня и без меня, замыкание на феномене культуры, «наследственность», генеалогия, история и ее памятники);
— загадки Я-сознания (если семи-восьмилетний человек не станет странным для самого себя, не удивит сам себя словом, числом, явлениями природы и истории, своим собственным образом как обучающегося (в смысле обучающего себя), то идея Школы диалога культур по большому счету обречена на провал).

Игровые сосредоточения

Среди особенностей методики выделяют также «игровые средоточия». Их основной смысл состоит в том, чтобы подготовить школьника к роли субъекта учебной деятельности. Это новая грань между сознанием и мышлением, между игрой и культурной деятельностью. Существуют следующие средоточия:
— физические игры (гимнастика, развитие самостоятельных форм ритма, мелкой моторики);
— словесные игры (головоломки, основанные на поэтике литературы, законах логики);
— создание художественного образа (на полотне, в глине, камне, в графике, в зачатках архитектурного видения);
— элементы ручного труда, ремесла;
— музыка;
— театр.
Смысл педагогической деятельности определяется необходимостью «открытия» ученика, поиском способа инициации его стремления к исследованию, обратного взаимодействия с взрослым. Ставя учебную проблему, преподаватель выслушивает все варианты и переопределения, помогает проявить различные формы логики разных культур, выявить точку зрения и соотнести культурные концепции. Значение такой работы — в посредничестве.

Методические особенности урока в ШДК

Чтобы лучше понять урок, проходящий в форме диалога, необходимо выделить его специфические методические особенности, которые описал Курганов Сергей Юрьевич — педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, учитель начальных классов, учитель математики, истории, биологии, литературы в 1-11 классах различных школ Харькова и Красноярска:
«1. Урок начинается с переопределения общей учебной проблемы, с порождения каждым учеником своего вопроса как парадокса, загадки, трудности, требующей удержания в слове.
2. Смысл урока — в постоянном воспроизведении ситуации «учёного незнания», в «сгущении» своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса-парадокса в слове, образе, гипотезе.
3. Выполнение мысленных экспериментов с образами, выстроенными каждым учеником, углубляет парадоксальность учебной проблемы, её неразрешимость, «вечность».
4. Ставя учебную проблему, учитель внимательно выслушивает все возможные варианты её решения и переопределения, предлагаемые учащимися. В этих вариантах учитель помогает проявить спор различных логик и форм мышления (античное образное «умное видение»; средневековое понимание как умение; познавательное экспериментирование нового времени; парадоксальная дополнительность мышления XX века).
5. Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Ни к одной из «культурных парадигм» нельзя прислониться как к спасительной «стене». Сопряжение различных культур и способов понимания требует от каждого ученика и от учителя ответственного, индивидуально-неповторимого непредсказуемого слова-поступка» .
Особенностью Школы диалога культур является то, что обучение построено не на основе учебника (готового знания, результата), а на основе реальных исторических и художественных текстов конкретной культуры, первоисточников, воспроизводящих мысли «собеседника». Итоги, плоды работы школьника, его общения с представителями других культур (возрастов), в свою очередь, реализуются в каждом учебном цикле в форме авторских ученических текстов — произведений, созданных во внутреннем диалоге одной культуры и в межкультурном диалоге.
Автор программы для каждого класса — собственный педагог. Вместе с первоклассниками он обнаруживает некую сквозную «проблему», способную стать (именно в данном случае) основой десятилетней программы обучения. Такое «зерно», особенное «средоточие удивлений» — уникальное, неповторимое, непредсказуемое для очередной малой группы нового поколения, — постепенно втягивает в себя все проблемы, предметы, возрасты, культуры в их целостном диалогическом сопряжении.

Проблема диалога культур

Понятие диалога культур стало чрезвычайно актуальным в современной реальности, в самых разных областях знаний — в философии, социологии, культурологии, литературоведении как пограничной между искусствознанием и филологией области, в лингвистике, точнее, в тех ее разделах, исследуют проблемы взаимосвязи языка и культуры, а также в педагогике, связанной с обучением представителей этнических меньшинств или учащихся, составляющих многонациональные коллективы, и в школах и вузах.
Процесс глобализации неизбежно втягивает локальные цивилизации в мировые транснациональные сетевые отношения, финансовые, торговые и информационные потоки, способствует трансплантации политических, социально-экономических и культурных моделей, усиливает миграционные процессы и т.д. В условиях глобализации нашего мира ни у кого не вызывает сомнения факт, что для успешной кооперации и взаимодействия в мировом политическом, экономическом, культурном и т.д. пространстве необходимо не только знание языков, но и культурных особенностей людей той или иной страны.
В условиях, когда процесс формирования информационного общества уже может считаться завершенным, когда общество находится на пути к созданию так называемого «открытого общества». Особое значение и место начинает приобретать не столько сама информация, относящаяся к какой-либо отрасли человеческого знания или опыта, но гораздо большее значение сегодня приобретает умение сохранять и передавать эту информацию, установить диалог двух языковых систем, обеспечивая тем самым стабильный контакт различных знаний, культур и национальных традиций.
Г.А. Цукерман пишет о “взрослоцентризме” современной школы как об опасной иллюзии. “… В учительском сознании почти отсутствует представление о том, что ребенок всегда имеет собственную ненормативную точку зрения по любому обсуждаемому на уроке вопросу. В детской ошибке обычно усматривают недо-ученность, недо-мыслие, а не возрастное своеобразие мысли, не особое, закономерное для возраста виденье предмета. За таким учительским представлением в скрытом (от самого учителя) виде лежит идея “чистой доски”. Однако эта “иллюзия” рассматривается как относящаяся не к содержанию образования, а только к формам сотрудничества на уроке – как порождающая “мнимое сотрудничество”, когда, “употребляя общую терминологию псевдопонятийно, ученик и учитель зачастую работают с разными предметами”.“Своеобразие детской позиции” необходимо учитывать только для того, чтобы обеспечить совместную с учеником работу по ее перестройке.
Школа диалога культур состоит в том, что задача школы как института, смысл школьного возраста и цель учебной деятельности заключаются в том, чтобы сформировать у ребенка способность понимания, характерную для современной культуры.
При этом меняется сама задача учебной деятельности – от введения детей в один определенный тип теоретического мышления (мышления в научных понятиях Нового времени) мы переходим к задаче научить детей работать с разными типами понимания, выдерживать напряжение их спора — то есть предметом учебной деятельности в Школе диалога культур становится предмет мышления, несводимый к своему понятию, но с необходимостью в нем воспроизводимый.
Сейчас достаточно много говорится о «диалогических методах обучения», об «учебном диалоге» и т.п. Обратим еще раз внимание на то, что в Школе диалога культур диалог является не только одним из способов организации учебного процесса, но самим принципом построения содержания обучения. Так, например, при обучении арифметики обнаруживается, что дело не в том, чтобы диалогическим способом подвести учеников к формированию «правильного», «научного» понятия числа (например, число как способ измерения величин) и освоения соответствующих навыков обращения с числом, но в том, что само современное понятие числа устроено диалогически, включает в себя спор различных культурных способов понимать, что есть число (число как способ счета, число как способ измерения, фигурное число пифагорейцев, теоретико-множественное понимание числа и т.п.). Эти разные подходы к числу должны быть представлены не как стороны одного понятия, но как самостоятельные спорящие голоса, как – в пределе – разные культуры.

Все идеи

Книги

Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be1
Библер, В.С. Анализ развивающегося понятия (в соавт.).- М., 1967
Владимир Соломонович Библер
Не найдена в свободном доступе
Библер, В.С. Анализ развивающегося понятия (в соавт.).- М., 1967
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be2
Библер, В.С. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога.— М., 1975.- 400с.
Владимир Соломонович Библер
Библер, В.С. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога.— М., 1975.- 400с.
Библер, В.С. Галилей и логика мышления Нового времени//Механика и цивилизация 17-19 вв.- М., 1979.- С.448-518
Владимир Соломонович Библер
Не найдена в свободном доступе
Библер, В.С. Галилей и логика мышления Нового времени//Механика и цивилизация 17-19 вв.- М., 1979.- С.448-518
Библер, В.С. Нравственность. Культура. Современность.//Этика.-1990.-№4.-64 с
Владимир Соломонович Библер
Библер, В.С. Нравственность. Культура. Современность.//Этика.-1990.-№4.-64 с
Библер, В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения). // Вопросы философии, 1989, № 6.-С.31-42
Владимир Соломонович Библер
Библер, В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения). // Вопросы философии, 1989, № 6.-С.31-42
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be3
Библер, В.С. Кант- Галилей- Кант. Разум Нового времени в парадоксах самообоснования.- М.: Мысль,1990.-320с.
Владимир Соломонович Библер
Библер, В.С. Кант- Галилей- Кант. Разум Нового времени в парадоксах самообоснования.- М.: Мысль,1990.-320с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be4
Библер, В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика культуры.- М.: Гнозис, 1991.-170с.
Владимир Соломонович Библер
Библер, В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика культуры.- М.: Гнозис, 1991.-170с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be5
Библер, В.С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Издательство политической литературы 1991.-413с.
Владимир Соломонович Библер
Библер, В.С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Издательство политической литературы 1991.-413с.
Библер, В.С. Итоги и замыслы. Конспект философской логики культуры. // Вопросы философии, 1992, №5.
Владимир Соломонович Библер
Не найдена в свободном доступе
Библер, В.С. Итоги и замыслы. Конспект философской логики культуры. // Вопросы философии, 1992, №5.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be6
Библер, В.С. Самостоянье человека. «Предметная деятельность» в концепции Маркса и самодетерминация индивида. – Кемерово.: Алеф, 1993. - 94 с.
Владимир Соломонович Библер
Библер, В.С. Самостоянье человека. «Предметная деятельность» в концепции Маркса и самодетерминация индивида. – Кемерово.: Алеф, 1993. - 94 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be7
Библер, В.С. Национальная русская идея?- Русская речь. // Октябрь, 1993, № 2.
Владимир Соломонович Библер
Библер, В.С. Национальная русская идея?- Русская речь. // Октябрь, 1993, № 2.
Библер, В.С. Что есть философия? (очередное возвращение к исходному вопросу). // Вопросы философии. 1995, № 1.-С.159-183
Владимир Соломонович Библер
Библер, В.С. Что есть философия? (очередное возвращение к исходному вопросу). // Вопросы философии. 1995, № 1.-С.159-183
Библер, В.С. Античная культура: Воображаемые уроки в 3–4 классах Школы диалога культур / А.В. Ахутин, В.С. Библер, С.Ю. Курганов. - М., 1995. - 448 с
Владимир Соломонович Библер
Не найдена в свободном доступе
Библер, В.С. Античная культура: Воображаемые уроки в 3–4 классах Школы диалога культур / А.В. Ахутин, В.С. Библер, С.Ю. Курганов. - М., 1995. - 448 с
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be8
Библер В.С. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. - Кемерово, 1993. - С. 9–106
Владимир Соломонович Библер
Библер В.С. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. - Кемерово, 1993. - С. 9–106
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be9
Библер, В. С.Замыслы : [В 2-х кн.] / Библер В.С.; Отв. ред. И.Е. Берлянд; Сост., подгот. текста И.Н. Берлянд при участии А.В. Ахутина; Рос. гос. гуманитар. ун-т. - М. : Издат. центр РГГУ, 2002
Владимир Соломонович Библер
Не найдена в свободном доступе
Библер, В. С.Замыслы : [В 2-х кн.] / Библер В.С.; Отв. ред. И.Е. Берлянд; Сост., подгот. текста И.Н. Берлянд при участии А.В. Ахутина; Рос. гос. гуманитар. ун-т. - М. : Издат. центр РГГУ, 2002
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be10
Библер В.С. Философско-психологические предположения Школы диалога культур // Философско-психологические предположения Школы диалога культур. - М., 1998. -С. 5 – 10
Владимир Соломонович Библер
Не найдена в свободном доступе
Библер В.С. Философско-психологические предположения Школы диалога культур // Философско-психологические предположения Школы диалога культур. - М., 1998. -С. 5 – 10
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be11
Библер В.С. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант. М., 1997.- 46 с.
Владимир Соломонович Библер
Не найдена в свободном доступе
Библер В.С. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант. М., 1997.- 46 с.
Владимир Соломонович Библер[Текст] / Ин-т философии; под ред. А.В.Ахутина, И.Е. Берлянд. - М.: РОССПЭН, 2009. - 375 с.- (Философия России второй половины XX века)
Владимир Соломонович Библер
Владимир Соломонович Библер[Текст] / Ин-т философии; под ред. А.В.Ахутина, И.Е. Берлянд. - М.: РОССПЭН, 2009. - 375 с.- (Философия России второй половины XX века)
Чумаколенко Н. А.Теория «диалога культур» М.М. Бахтина – В.С. Библера и развитие медиаобразования в художественно-эстетическом образовании и воспитании школьников// Теория и практика общественного развития .-2013.- № 1.-С.194-196
Владимир Соломонович Библер
Чумаколенко Н. А.Теория «диалога культур» М.М. Бахтина – В.С. Библера и развитие медиаобразования в художественно-эстетическом образовании и воспитании школьников// Теория и практика общественного развития .-2013.- № 1.-С.194-196
Глазман, М.С. Домашний семинар В.С. Библера. (с сайта «Библер и вокруг»
Владимир Соломонович Библер
Глазман, М.С. Домашний семинар В.С. Библера. (с сайта «Библер и вокруг»
Берлянд, И. О Владимире Соломоновиче Библере(с сайта «Библер и вокруг»
Владимир Соломонович Библер
Берлянд, И. О Владимире Соломоновиче Библере(с сайта «Библер и вокруг»
Ахутин, А.В. Все еще только начинается (Памяти Владимира Соломоновича Библера) (с сайта «Библер и вокруг»
Владимир Соломонович Библер
Ахутин, А.В. Все еще только начинается (Памяти Владимира Соломоновича Библера) (с сайта «Библер и вокруг»
Ещё 18 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.