Войти
EN

Иоганн Генрих Песталоцци

Крупнейших швейцарский педагог-демократ, создатель теории элементарного образования и подлинно народной школы, основоположник теории начального образования, организатор первых в мире приютов для обездоленных детей. Он создал приют для бедных детей в Нейгофе, в котором сделал попытку соединить обучение с производительным трудом; воспитательное учреждение для сирот и нищих в Станце, где реализовал метод элементного умственного, нравственного и физического воспитания, который помогает развивать способности учащихся.
Годы жизни
1746 — 1827
Страна
Швейцария
Научная школа
Теория элементарного воспитания
Последователи
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Thumb layer 15
Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Thumb frolov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1746-1827

Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi) –
швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов
конца XVIII – начала XIX века, внёсший значительный вклад в
развитие педагогической теории и практики.
Иоганн Генрих Песталоцци родился 12 января 1746 года в
небогатой семье хирурга (по другим источникам – глазного врача).
Он рано лишился отца и воспитывался матерью. В 1751 году он
поступил в начальную немецкую школу, где мальчики занимались
чтением, письмом, элементарным счётом, заучиванием молитв,
текстов из Библии и катехизиса. В школе он считался неспособным
учеником и был предметом насмешек своих товарищей. По
собственному признанию Песталоцци, он учился очень неровно:
улавливая обычно быстро и правильно сущность материала, он в то
же время не преуспевал там, где требовалось напряжённое
внимание; особенно не давалась ему орфография.
Завершив начальное образование, Песталоцци в 1754 году
поступает в среднюю латинскую школу, а в 1763 году – в высшую
Цюрихскую школу Коллегиум Каролинум, готовившую как к
духовной карьере, так и к занятию различных государственных
должностей, для которых требовалось образование гуманитарного
направления.
Поступая в университет, Песталоцци видел себя богословом. В
это время в Коллегиум Каролинум преподавали такие известные
цюрихские учёные, как Яков Бодмер и Иоганн Брейтингер.оказавшие большое влияние на мировоззрение молодого
Песталоцци. Обучение в Коллегиум Каролинум дало Песталоцци
основательное классическое образование, однако к 1765 году он
принял решение отказаться от духовной карьеры и оставил это
учебное заведение.
В студенческие годы Песталоцци принимал активное участие в
буржуазно-демократическом движении, возникшем в 50-60-х годах
XVIII века в среде передовой швейцарской интеллигенции. Чтение
«Эмиля» Руссо оказало на Песталоцци особое влияние. Обладая
замечательным мягким характером, чувствительный и отзывчивый
к людскому горю, Песталоцци эмоционально воспринимал
окружающий мир.
По уходу в 1765 году из Коллегиум Каролинум Песталоцци,
как полагают некоторые его биографы, самостоятельно готовился к
деятельности юриста, однако необходимость скорейшего создания
себе обеспеченного материального положения (эта необходимость
диктовалась тем, что Песталоцци избрал себе невесту – Анну
Шультгес – из богатой и именитой купеческой семьи) заставила его
осенью 1767 года заняться сельским хозяйством в имении
Киршфельд. Осенью 1769 года состоится свадьба Иоганна Генриха
Песталоцци и Анны Шультгес.
В том же году Песталоцци приобретает недалеко от Цюриха
небольшое имение, которое он назвал «Нейгоф» (нем. Neuhof –
новый двор). Там он собирался провести в жизнь некоторые
преобразования в области земледелия и приобщить к ним
окрестных крестьян. Однако у Песталоцци не оказалосьвыдающихся способностей для хозяйственной деятельности, его
пятилетние опыты не дали ожидаемых результатов и значительно
подорвали материальное положение Песталоцци.
В это время он приходит к убеждению, что больше всего в его
помощи нуждаются крестьянские дети, остающиеся без присмотра.
Песталоцци решает отдать свои силы и остатки средств
воспитанию детей бедняков и организует в своём имении
«Учреждение для бедных», в котором пытается впервые претворить
в жизнь свой идеал трудовой школы. Благодаря поддержке местной
общины Песталоцци собирает у себя около 50 детей, которых он
обучает летом полевым работам, а зимой – ремеслу. Песталоцци
лично занимался с детьми разного возраста устным счётом,
чтением, письмом, вёл беседы о природе и жизни людей.
Однако в «учреждении для бедных» наряду с обучением стояла
задача обеспечения детям заработка, посредством которого
необходимо было полностью окупить их содержание и получить
возможность выплатить заём, взятый Песталоцци на создание
школы. Труд воспитанников приюта был низкопроизводительным и
отнимал у них значительное время в ущерб умственному
образованию. Это признавал и сам Песталоцци, но он не мог
допустить жестокой эксплуатации детского труда, существовавшей
в так называемых «индустриальных школах» того времени; и в
1780 году Песталоцци был вынужден закрыть «Учреждение для
бедных».
Крайне нуждаясь материально и не имея возможности
заниматься любимым делом, Песталоцци берётся за перо. За периодс 1780 по 1798 год им написан целый ряд произведений;
Песталоцци стремится использовать литературную деятельность
для пропаганды своих идей. В 1780 году Песталоцци он написал
небольшое сочинение под названием «Досуги отшельника»,
представлявшее собой сборник афоризмов. Оно было встречено
читателями прохладно. Но именно в нём Песталоцци излагает свои
взгляды, которые будет развивать впоследствии. Большой успех
имел социально-педагогический роман в четырёх частях «Лингард
и Гертруда, книга для народа» (1781). Это рассказ о том, как
простая умная и уважаемая в своей деревне крестьянка умело
воспитывая своих детей, убедила односельчан открыть в деревне
школу. От неопределённых и пылких мечтаний Песталоцци
переходит к суровой прозе жизни: «заткнуть дыру, из которой текут
народные бедствия» можно только тогда, когда поднимется
уровень образования народа. Но поскольку у народа нет ни средств,
ни сил для обустройства большого количества школ, то
образование, по убеждению Песталоцци, должно быть передано
матерям. Для облегчения этой задачи матерей необходимо снабдить
специальным руководством, которое и было написано Песталоцци.
Буржуазная революция в Швейцарии побудила Песталоцци к
более активной общественной деятельности. Революционное
правительство Швейцарии востребует талант Песталоцци и, когда в
кантоне Нидвальден после подавления восстания горцев остаётся
множество осиротевших безнадзорных детей, он едет в центр
кантона Штанс для организации приюта. Швейцарское
правительство, некоторые члены которого симпатизировалиПесталоцци, предоставило ему полуразрушенные войной здания
монастыря урсулинок в Штансе.
Об исключительном энтузиазме, который в этот период
испытывал Песталоцци, свидетельствует письмо, направленное в
феврале 1799 года близкой подруге жены – Франциске Романе фон
Халлвиль, – в котором, в частности, написано:
Дорогой и добрый друг, всё идёт, всё идёт, всё идёт хорошо. Я
смываю позор моей жизни, сила моей жизни, сила моей юности
возродилась … Вот я извлечён из ничтожества; вижу и чувствую,
что снова моя судьба стала равной судьбе других людей; я снова
человек.
Деятельность Песталоцци в приюте проходила в крайне
неблагоприятных условиях. Приют был размещён в недостроенном
и неприспособленном для нужд воспитательного учреждения
здании монастыря; отсутствовали учителя и учебные пособия.
Воспитанники, число которых вначале составляло 50 человек, а
позже дошло до восьмидесяти, прибывали в приют в крайне
запущенном физическом и моральном состоянии. Не имея
помощников, Песталоцци сам справлялся с десятками не самых
примерных детей. Он был начальником учебного заведения,
учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой в одном лице.
Преодолеть все трудности ему помогли сердечность и душевная
отзывчивость – Иоганну Генриху удалось в предельно короткий
срок сплотить своих воспитанников в одну громадную семью, в
которой он выполнял роль любящего и заботливого отца. Старшие
дети вскоре стали помощниками Песталоцци.Педагогическая деятельность Песталоцци была неожиданно
прервана: французским войскам монастырские помещения
понадобились под госпиталь, и Песталоцци вынужден был закрыть
школу. В 1799 году Песталоцци покидает Штанс и отправляется в
Бургдорф, где сначала занимает должность помощника учителя, а
затем, осенью 1800 года, создаёт Бургдорфский институт –
среднюю школу с интернатом, служившую базой для подготовки
учителей. Здесь Песталоцци удаётся создать сплочённый
педагогический коллектив единомышленников, совместно с
которым он проводит успешную экспериментальную работу в
области методики преподавания счёта и языка. В 1801 году
Песталоцци пишет своё программное произведение «Как Гертруда
учит своих детей (попытка дать матерям наставление, как самим
обучать своих детей)», проливающее свет на созданную им теорию
элементарного образования (метод Песталоцци).
В 1804 году институт Песталоцци был вынужден перебраться
из Бургдорфа в Ивердон. Здесь институт получает поистине
международную известность; слава Песталоцци достигает своей
вершины. В Бургдорфе и Ивердоне появлялось много людей,
желавших воочию убедиться в целесообразности приёмов
Песталоцци. В это закрытое учебное заведение стремились отдать
своих сыновей богатые семьи не только Швейцарии, но и
Германии, Франции, Англии, Италии, России. Число
воспитанников интерната колебалось в разные годы от 80 до 160
человек. В 1809 году в Ивердоне был также создан женский
институт. При заведении постоянно функционировал учительскийсеминар, в котором педагоги получали теоретическую и
практическую подготовку к профессиональной деятельности.
От учителей Песталоцци требует усвоения основ метода
элементарного образования и участия в его творческой разработке.
Однако Песталоцци не мог получить полного удовлетворения от
работы в Ивердонском институте из-за социального состава
воспитанников – выходцев из семей власть имущих,
определяющего весь характер этого учреждения. Несколько раз
Песталоцци обращается к правительствам различных швейцарских
кантонов с предложениями создать новое «Учреждения для
бедных», однако безуспешно. Лишь в 1818 году ему удаётся
открыть в Клинди близ Ивердона школу для бедных на средства,
полученные от издания собрания его сочинений. Однако в это
время он уже много болеет и не может отдавать школе много сил. В
период с 1805 по 1812 год Песталоцци пишет ряд статей,
посвящённых воспитанию детей неимущих.
Последние годы жизни принесли Песталоцци большое
огорчение: его помощники по Ивердону перессорились, в 1825 году
институт был закрыт в связи с отсутствием средств. Песталоцци
вынужден был покинуть основанное им заведение и вернуться в
своё поместье Нейгоф, где полвека тому назад началась его
педагогическая деятельность. В своём предсмертном сборнике
работ (1826) «Лебединая песня» он подводит итог своей жизни и
научных изысканий. 17 февраля 1827 года в Бругге последовала
смерть великого педагога

Вся биография

Идеи

Теория элементарного образования

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному. Теория элементарного образования Песталоцци включает физическое, трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.
Познание, утверждал Песталоцци, начинается с чувственного восприятия и восходит путем переработки представлений к идеям, которые существуют в сознании человека как образующие силы, но для своего выявления и оживления нуждаются в материале, доставляемом ощущениями. Метод элементарного образования – это определенная система развития способностей, а также система упражнений. Суть метода заключается в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке. Образование и воспитание должно строиться в соответствии с естественным ходом развития человеческой природы. Песталоцци развивал идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке, идею о том, что каждой способности человека присуще стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой. «Глаз, - говорил Песталоцци, - хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить и рука - хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Это стремление человека к физической и духовной деятельности вложено в него, как полагал Песталоцци, от рождения самим творцом, и воспитание должно помочь ему осуществиться. Число, форм, язык – это первичные элементы умственного, нравственного и физического воспитания; первооснова для разностороннего развития личности.

Соединение обучения и воспитания с производительным трудом

У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества, оно является важнейшей силой, связывающей людей в крепкий общественный союз. Посредством связанного с производительным трудом воспитания можно дать детям-сиротам и беспризорным надежду на независимую и активную жизнь. В школе дети, по его мнению (роман «Лингард и Гертруда»), проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок обрабатывает свои грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне, а также с кустарными мастерскими. Во время работы, а также в свободные от нее часы учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, другим жизненно необходимым знаниям. Песталоцци указывал, что «труд учит презирать слова, оторванные от дела», помогает вырабатывать такие качества, как точность, правдивость, способствует созданию правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми и самими детьми.

Главная задача воспитания — гармоническое развитие

Утверждая, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей, Песталоцци считал школы одним из важнейших рычагов социального преобразования общества. Воспитание – это социальный процесс: «Обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства», «Жизнь формирует человека». Песталоцци полагал, что главная задача воспитания — сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Простейшим элементом нравственного воспитания является, по мнению Песталоцци, любовь ребенка к матери, которая возникает на почве удовлетворения повседневных потребностей детского организма. В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Его любовь к матери постепенно распространяется на других членов семьи. «Отчий дом, - восклицает Песталоцци, - ты школа нравов». Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним

Все идеи

Книги

П. Наторп. Песталоцци. Его жизнь и его идеи // Бесплатное приложение к №45 газеты «Школа и жизнь».- Санкт Петербург: Издательство газеты «Школа и жизнь», 1912
Иоганн Генрих Песталоцци
П. Наторп. Песталоцци. Его жизнь и его идеи // Бесплатное приложение к №45 газеты «Школа и жизнь».- Санкт Петербург: Издательство газеты «Школа и жизнь», 1912
Пауль Наторп. Избранные работы / Сост. В. А. Куренной. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского») — 384 с.
Иоганн Генрих Песталоцци
Пауль Наторп. Избранные работы / Сост. В. А. Куренной. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского») — 384 с.
Пинкевич А.П. И.Г. Песталоцци (Серия «Жизнь замечательных людей»)
Иоганн Генрих Песталоцци
Пинкевич А.П. И.Г. Песталоцци (Серия «Жизнь замечательных людей»)
Песталоцци И.Г. Книга для матерей. Избранное / Составитель, вступительная статья А.В. Калинченко. - Москва: ООО Издательский дом «Карапуз», 2009 (Серия «Педагогика детства»)
Иоганн Генрих Песталоцци
Песталоцци И.Г. Книга для матерей. Избранное / Составитель, вступительная статья А.В. Калинченко. - Москва: ООО Издательский дом «Карапуз», 2009 (Серия «Педагогика детства»)
Акрамова А.С., Городецкая О.И. «Лебединая песня» И.Г. Песталоцци как итог педагогической деятельности. - Республика Казахстан: Казахский национальный педагогический университет им.Абая
Иоганн Генрих Песталоцци
Акрамова А.С., Городецкая О.И. «Лебединая песня» И.Г. Песталоцци как итог педагогической деятельности. - Республика Казахстан: Казахский национальный педагогический университет им.Абая
Песталоцци И. ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ // Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989 г., 416 стр
Иоганн Генрих Песталоцци
Песталоцци И. ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ // Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989 г., 416 стр
Педагогическая теория Иоганна Генриха Песталоцци // Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. История педагогики.- Москва: Просвещение,1982
Иоганн Генрих Песталоцци
Педагогическая теория Иоганна Генриха Песталоцци // Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. История педагогики.- Москва: Просвещение,1982
Бим-Бад Б. М. Песталоцци: концепция развивающего обучения // Советская педагогика. 1986. № 3. С. 105 – 109.
Иоганн Генрих Песталоцци
Бим-Бад Б. М. Песталоцци: концепция развивающего обучения // Советская педагогика. 1986. № 3. С. 105 – 109.
Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. М.: Изд-во "Педагогика", 1981. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями. От составителей Педагогическое наследие И. Г. Песталоцци (В. А. Ротенберг, В. М. Кларин)
Иоганн Генрих Песталоцци
Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. М.: Изд-во "Педагогика", 1981. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями. От составителей Педагогическое наследие И. Г. Песталоцци (В. А. Ротенберг, В. М. Кларин)
Песталоцци И.Г. Лингард и Гертруда
Иоганн Генрих Песталоцци
Песталоцци И.Г. Лингард и Гертруда
Ещё 6 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.