Войти
EN

Василий Васильевич Зеньковский

Русский религиозный философ, богослов, культуролог и педагог, белоэмигрант. Протопресвитер в юрисдикции Западноевропейского экзархата русских приходов Константинопольского патриархата. Основу взглядов Зеньковского составлял христианский мистицизм
Годы жизни
1881-1962
Регион
Россия
Научная школа
Христианская педагогика
Источник идей
Последователи идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1881-1962

Родился 4 июля (16 июля по новому стилю) 1881 года в Проскурове Подольской губернии Российской империи.
Внук кавалерийского офицера, после выхода в отставку ставшего священником. Сын педагога, директора гимназии, церковного старосты.
Окончил гимназию в Киеве. Четыре года учился на физико-математическом факультете, окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1909), был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию.
В 1913 - 1914 гг. -научная командировка в Германии и Италии.
Доктор церковных наук (1948).
В гимназические годы утратил веру в Бога под воздействием трудов Дмитрия Писарева, но, познакомившись с работами Владимира Соловьёва, снова стал верующим человеком. Уже в зрелые годы значительное влияние на его взгляды оказало знакомство с профессором, Сергеем Булгаковым, который заинтересовал его творчеством Николая Гоголя как православного писателя (в «Истории русской философии» Зеньковский называл Гоголя «пророком православной культуры»).
В 1908 г.- один из учредителей и заместитель председателя.
В 1911 г. - председатель Киевского религиозно-философского общества.
В 1910 – 1911гг. -читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Был директором киевского Института дошкольного воспитания.
С 1910 г. - председатель киевского Общества по изучению религии и философии.
С 1916 г. - экстраординарный профессор Киевского университета по кафедре психологии.
В 1918 г. - пост министра вероисповеданий в правительстве гетмана П. П. Скоропадского.

С 1922 года – в эмиграции: Югославия, Чехословакия и США
В 1920-1923 гг.-профессор философского и богословского факультетов Белградского университета.
С 1921 г. - член белградского кружка преподобного Серафима.
В 1923 - 1926 гг. - профессор экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте в Праге, был директором этого института.
В 1923 г.-председатель Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. Являлся членом братства святой Софии.
В 1926-1927 гг.-изучал проблемы религиозного образования (США).
 Франция
В 1927-1962 гг.- профессор по кафедре философии, истории русской философии, психологии и апологетики Свято-Сергиевского богословского института (Париж).
В 1944 - 1948 гг. и 1949 -1962 гг. -декан этого института.
В 1933 - 1938 гг.- староста Введенской церкви в Париже. Основал Религиозно-педагогический кабинет в Париже.
В 1939 – 1940 гг., в начале Второй мировой войны, находился в заключении без суда, следствия и обвинения во французской тюрьме. Было разрешено вернуться в Париж; переживания в период заключения способствовали принятию им сана священника.
С 22 марта 1942 г. - иерей.
С 7 января 1944 года — протоиерей.
В 1946 г., во время разделения паствы скончавшегося митрополита Евлогия на «промосковскую» и «проконстантинопольскую», выбрал юрисдикцию Константинопольского патриархата.
Основатель Высших женских богословских курсов при Свято-Сергиевском богословском институте.
С 7 января 1955 г.- протопресвитер.
С 1936 г. - член епархиального совета, в 1953-1958 гг. - его председатель.
Скончался 5 августа 1962 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Вся биография

Идеи

Обосновывал христианскую философско-педагогическую систему

Задачей философа, по словам Зеньковского, является развитие основанной на признании целостности человека православной антропологии, которая станет основой «грядущего торжества духовных сил» и в конечном счете - условием сохранения и развития русской культуры. Он утверждал, что коммунистическое воспитание изначально не может быть человеколюбивым, поскольку делит детей по классовой принадлежности. Это воспитание далеко от гуманизма, поскольку чуждо пацифизму, взаимопомощи, симпатии ко всему живому, любви к малой родине и всей отчизне. Любовь к человечеству заменяется служением классу, национальное – интернациональным, духовное – материальным.

Свобода духовно-нравственного самосозидания личности ребенка не дана ему от природы, что её следует целенаправленно воспитывать педагогическими средствами

Учитель – воспитатель, развивающий в детях важнейшее личностное качество “восхождение к свободе”, опирается на внутренние духовные силы ребенка, на данный от бога человеку “дар свободы” и помогает ему обрести личную свободу, раскрыть свой творческий потенциал. Педагогическая задача заключается в поиске способов соединения в душе ученика свободы с добром, с духовно-нравственными ценностями христианского человечества.

Обосновывал принцип иерархичного строения человека

Созданная Богом иерархия была разрушена грехопадением Адама и Евы, и теперь человек, стремясь к совершенному соотношению своих сил и свойств, развивается. Важно показать ребенку этот путь, направить его на работу над собой, на овладение даром свободы

Обосновывал принцип «всецелой личности»

Согласно данному принципу физическая, психическая и социальная жизни в человеке неразрывно связаны между собой. Более того, эти стороны являются инструментарием для развития основного начала в личности – его духовной жизни

Одним из первых в русской педагогике пишет о необходимости более ранней социализации детей и молодежи в связи с ускорением темпа развития цивилизации в ХХ веке, привлечения данных категорий к общественной жизни страны.

В своей работе «Социальное воспитание», Зеньковский назвал социализирующими институтами в демократической России 1917 года семью, школу и формы «внепедагогического социального общения». Главным из них он считал школу. В то же время Зеньковский считал, что классическая школа излишне дисциплинирует и регламентирует личность ребенка, не дает проявиться его активности и творчеству. Зеньковский предлагал проведение специальных шагов по реформе школы: введение трудового воспитания, широкое применение игрового метода, создание самоуправления школьников и «внешних от школы» детских организаций.
Одной из обязательных форм социализации детей Зеньковский называл национальное воспитание.
Смысл национального воспитания заключается в том, что оно должно осуществляться не через сосредоточение на нем, а путем просветления и углубления его связей со всей духовной жизнью, усиления религиозного смысла, чувства Родины, развития потребности жертвенного служения ей. Зеньковский указывал на опасности, связанные с неправильным национальным воспитанием: денационализацию (потеря языка и культуры); сентиментализм (пассивная ностальгия по ушедшей Родине), шовинизм (презрение к другим народам), фашизм (использование национального чувства в политических целях).

Все идеи

Видео

Парижский богословский фильм

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.