Войти
EN

Сергей Николаевич Булгаков

Русский философ, богослов, православный священник, экономист. Создатель учения о Софии Премудрости Божьей, осуждённого Московской Патриархией в 1935 г., но без обвинения его в ереси.
Годы жизни
1871-1944
Регион
Россия, Франция
Научная школа
Православная педагогика
Источник идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1871-1944

Родился в 1873 г. в небольшом городке Ливны Орловской губернии в семье священника. Учился в духовном училище и в Орловской духовной семинарии, затем в Елецкой гимназии. В 1894 г. закончил юридический факультет Московского университета.
Еще во время учебы в семинарии Булгаков пережил религиозный кризис и увлекся марксизмом. В университете он серьезно занимался изучением политической экономии.
Углубленно занимаясь марксизмом, Булгаков со временем понял несостоятельность этого учения. Под воздействием чтения русских религиозных мыслителей (Л.Толстого, Ф.Достоевского, Вл.Соловьева и др.), бесед и споров с Толстым он снова обретает религиозную веру. Подобная эволюция была характерна для рус. интеллигенции той поры, и вскоре Булгаков выдвигается в ряд ее признанных дух. лидеров. Он стал одним из основных участников сборника "Проблемы идеализма" (1902), где впервые объединились ведущие лица нарождавшегося религиозно-философского движения; название сборника его статей "От марксизма к идеализму" (1903) сделалось крылатым словом, выразившим духовный смысл ист. момента.
Последующие годы период наибольшей обществ, и публицист, активности философа. В 1906 г. он был также избран депутатом Второй Гос. Думы (как беспартийный "христ. социалист"). В творчестве его в этот период совершается переход от лекций и статей на темы религии и культуры (важнейшие из них были им собраны в двухтомник "Два града", 1911) к оригинальным филос. разработкам. В монографиях "Философия хозяйства" (1912) и гл. обр. "Свет Невечерний" (1917) он намечает основы собственного учения, идущего в русле софиологии Вл. Соловьева и Флоренского, однако вобравшего и заметное влияние позднего Шеллинга, а также ряд собственных идей, питаемых интуициями правосл. религиозности. Процесс постепенного возврата к церк.-правосл. миросозерцанию завершается уже в рев. годы принятием священства (1918). С этим завершением Б. сразу же начинает играть видную роль также и в церк. кругах, активно участвуя в работе Всерос. Поместного Собора Православной Церкви (1917-18) и близко сотрудничая с патриархом Тихоном. Восприняв безусловно отрицательно Окт. переворот, о. Сергий быстро откликнулся на него диалогами "На пиру богов", написанными в стиле и духе"Трех разговоров" Вл. Соловьева; диалоги вошли в колл. сб. "Из глубины" (1918; 2-е изд. М., 1991). В годы гражданской войны о. Сергий находился в Крыму и, будучи оторван как от иерейского служения, так и от обществ.-публ. деятельности, интенсивно работал в философии. В написанных тогда соч. "Философия имени" (1920, изд. 1953) и "Трагедия философии" (1920, изд. в нем. пер. 1928) он подверг пересмотру свой взгляд на соотношение философии и догматики христианства, придя к выводу о том, что христ. умозрение способно выразиться без искажений исключительно в форме догмат, богословия. Последнее и стало с тех пор основной сферою его творчества.
В 1922 г. о. Сергий был включен в составленные ГПУ по инициативе В.И. Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж. 30 дек. 1922 г. он отправляется из Крыма в изгнание и после недолгого пребывания в Константинополе в мае 1923 г. занимает должность проф. церк. права и богословия на юрид. ф-те Рус. Науч. Ин-та в Праге. Вскоре при его ближайшем участии возникает и успешно осуществляется проект создания в Париже Правосл. Богосл. Ин-та. С его открытия в 1925 г. и до своей кончины о. Сергий был его бессменным главой, а также проф. каф. догмат, богословия. Под его рук. Сергиевское Подворье как стали называть комплекс ин-тских строений с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского выросло в крупнейший центр правосл. духовности и богосл. науки в зарубежье. Пастырская, проф. и руководящая работа в Ин-те ядро всей деятельности о. Сергия в последнее двадцатилетие его жизни.
В 1939 г. у о. Сергия был обнаружен рак горла. Он перенес опасные операции, побывал на пороге смерти и в значительной степени утратил способность речи. Начавшаяся мировая война ограничила еще более сферу его трудов. Однако до последних дней жизни, в тяжелых условиях оккупированного Парижа, он не прекращал служить литургию и читать лекции (что стоило ему огромных усилий), а также работать над новыми соч. Его творчество обладает редкой цельностью: всем его главным темам он сумел подвести итог и дать отчетливое завершение. Как и в каноне Свящ. Писания, его последняя кн. он закончил ее совсем незадолго до смерти "Апокалипсис Иоанна".

Вся биография

Идеи

Бог сотворил мир из Своего собственного существа, вне Себя положенного

о. Сергий прибегает к библейскому понятию Софии — премудрости Божией, которая тождественна природе, усии Божией. София Божественная, положенная вне Себя творческим актом Божьим, становится Софией тварной и есть основа тварного мира

Земля «насыщена безграничными возможностями»; она есть «всематерия, ибо в ней потенциально заключено все»

Хотя и после Бога, по Его воле, но материя есть также творческое начало. Земля-мать не просто рождает, изводит из своих недр все сущее.

«Религиозный материализм»

Отказ рассматривать разум и мышление в качестве высшего начала, наделённого исключительной прерогативой связи с Богом

Все идеи

Книги

С. Булгаков От марксизма к идеализму, 1903.
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков От марксизма к идеализму, 1903.
С. Булгаков Душевная драма Герцена, 1905.
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков Душевная драма Герцена, 1905.
С. Булгаков Карл Маркс как религиозный тип, 1906.
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков Карл Маркс как религиозный тип, 1906.
С. Булгаков Два града, 1911.
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков Два града, 1911.
С. Булгаков Судьба Израиля как крест Богоматери
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков Судьба Израиля как крест Богоматери
С. Булгаков Русская трагедия ("О «Бесах» Достоевского), 1914.
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков Русская трагедия ("О «Бесах» Достоевского), 1914.
С. Булгаков Сион, 1915.
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков Сион, 1915.
С. Булгаков Свет невечерний. 1917.
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков Свет невечерний. 1917.
С. Булгаков Апокалипсис Иоанна, 1948.
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков Апокалипсис Иоанна, 1948.
С. Булгаков Очерки учения православной церкви
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков Очерки учения православной церкви
С. Булгаков Философия хозяйства, 1982
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков Философия хозяйства, 1982
С. Булгаков Чехов как мыслитель, 1910.
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков Чехов как мыслитель, 1910.
С. Булгаков Иван Посошков, 1918.
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков Иван Посошков, 1918.
С. Булгаков У стен Херсониса, 1923.
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков У стен Херсониса, 1923.
С. Булгаков Дневник духовный , 1925.
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков Дневник духовный , 1925.
С. Булгаков Св. Петр и Иоанн. Два первоапостола, 1926.
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков Св. Петр и Иоанн. Два первоапостола, 1926.
С. Булгаков Купина Неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери, 1927.
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков Купина Неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери, 1927.
С. Булгаков Лествица Иаковля. Об ангелах, 1929.
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков Лествица Иаковля. Об ангелах, 1929.
С. Булгаков Икона и иконопочитание, 1931.
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков Икона и иконопочитание, 1931.
С. Булгаков О чудесах Евангельских, 1932.
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков О чудесах Евангельских, 1932.
С. Булгаков Невеста Агнца, 1945
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков Невеста Агнца, 1945
С. Булгаков Церковь и культура, 1906.
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков Церковь и культура, 1906.
С. Булгаков Слово в день Рождества Христова, 25 декабря 1934 г.
Сергей Николаевич Булгаков
Не найдена в свободном доступе
С. Булгаков Слово в день Рождества Христова, 25 декабря 1934 г.
Ещё 19 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.