Войти
EN

Анатолий Васильевич Луначарский

Российский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед. С октября 1917 года по сентябрь 1929 года — первый нарком просвещения РСФСР, активный участник революции 1905—1907 годов и Октябрьской революции 1917 года. Академик АН СССР
Годы жизни
1875 – 1933
Регион
Россия
Научная школа
Реформирование системы образования в стране победившего социализма
Источник идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1875 – 1933

Анатолий Луначарский родился в 1875 году Полтаве, от внебрачных отношений действительного статского советника Александра Ивановича Антонова (1829—1885) и Александры Яковлевны Ростовцевой (1842—1914), Отчество, фамилия и дворянское звание получены Луначарским от усыновившего его отчима Василия Фёдоровича Луначарского. Сложные семейные отношения матери и отчима, неудачные попытки развода драматически отразились на маленьком Анатолии: из-за жизни на две семьи и ссор матери и отчима ему даже пришлось остаться на второй год в гимназии.
С марксизмом познакомился ещё во время обучения в Первой мужской гимназии в Киеве В 1892 году вступил в нелегальную ученическую марксистскую организацию. Вёл пропаганду среди рабочих. Одним из гимназических товарищей Луначарского был Н.А.Бердяев. В 1895 году после окончании гимназии, отправился в Швейцарию, где поступил в Цюрихский университет.
В университете слушал курс философии и естествознания под руководством Рихарда Авенариуса; изучал труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также работы французских философов-материалистов. Большое влияние на Луначарского оказали и идеалисические воззрения Авенариуса, вступавшие в противоречие с марксистскими идея-ми. Итогом изучения эмпириокритицизма стало двухтомное исследование «Религия и социализм», одной из основных идей которого является связь философии материализма с «религиозными мечтаниями» прошлого. К швейцарскому периоду жизни Луначарского относится и сближение с социалистической группой Плеханова «Освобождение труда».
В 1896 – 1898 годах молодой Луначарский путешествовал по Франции и Италии, а в 1998 году приехал в Москву, где стал заниматься революционной работой. Неоднократно был арестован и выслан в Полтаву, затем Калугу, Вологду и Тотьму. В 1903 году, после раскола партии, Луначарский стал большевиком. В 1904, по окончании ссылки, Луначарский переехал в Женеву, где стал членом редакций большевистских газет «Пролетарий», «Вперёд». Вскоре Луначарский являлся уже одним из лидеров большевиков. Он сблизился с В.И.Лениным..
В октябре 1905 отправился для агитации в Россию; начал работать в газете «Новая жизнь»; был вскоре арестован и предан суду за революционную агитацию, — но бежал за границу. В 1906-08 году вел художественный отдел журнала «Образование». К концу 1900-х усилились философские разногласия между Луначарским и Лениным; вскоре они переросли в политическую борьбу. В 1909 году Луначарский принял активное участие в организации крайне левой группы «отзовистов», или «вперёдовцев» (по названию журнала «Вперёд», издававшегося этой группой), считавших, что социал-демократам не место в столыпинской Думе и требовавших отзыва социал-демократической фракции.
Вместе с другими «вперёдовцами» участвовал в создании партийных школ для русских рабочих на Капри и в Болонье.; для чтения лекций в этой школе приглашались представители всех фракций РСДРП. В этот период он находился под влиянием философов-эмпириокритицистов и был подвергнут Лениным жёсткой критике (в работе «Материализм и эмпириокритицизм», 1908 г). В 1907 году он участвовал в Штутгартском конгрессе Интернационала, затем — в Копенгагенском. Работал обозревателем западноевропейской литературы во многих российских газетах и журналах, высказывался против шовинизма в искусстве.
С самого начала Первой мировой войны Луначарский занял интернационалистическую позицию, которая окрепла под влиянием Ленина; был одним из основателей пацифистской газеты «Наше слово»,
В конце 1915 года переехал со своей семьей из Парижа в Швейцарию. В этот период он активно занимается проблемами педагогики и школы, изучает работы И. Песталоцци, Ф. Фребеля, знакомится с опытом работы новых экспериментальных школ и рабочих клубов.
После известия о Февральской революции 1917 года Луначарский; оставив семью в Швейцарии, возвращается в Россию. Был избран делегатом Первого Всероссийского съезда советов (3-24 июня 1917 года.) Выступал с обоснованием идеи роспуска Государственной Думы и Государственного совета, передачи власти «трудовым классам народа». В июле вошёл в редакцию созданной Максимом Горьким газеты «Новая Жизнь», с которой сотрудничал с момента своего возвращения. Но вскоре был обвинён Временным правительством в государственной измене и арестован. Около двух недель находился в тюрьме «Кресты».
Во время корниловского выступления настаивал на передаче власти Советам. С августа 1917 Луначарский работал в газете «Пролетарий» и в журнале «Просвещение»; вёл активную культурно-просветительскую деятельность среди пролетариата; стоял за созыв конференции пролетарских просветительских обществ.
После Октябрьской революции вошёл в правительство в качестве наркома просвещения. Возглавлял Наркомпрос до 1929 года. А.В. Луначарский в качестве наркома просвещения сыграл важную роль в привлечении старой интеллигенции на сторону большевиков. В первые послереволюционные месяцы он активно отстаивал сохранение исторического и культурного наследия.
Как нарком просвещения принимал активное участие в реформировании системы образования постреволюционной России. Был одним из авторов важнейших нормативных документов той эпохи, утвердивших единую, преемственную, бесплатную, общедоступную для народа систему образования без каких-либо ограничений по имущественному положению, полу, национальности, основанную на демократических принципах управления («Положение о единой трудовой школе» и «Основные принципы единой трудовой школы» как её теоретическое обоснование). Не все эксперименты той сложной реформаторской эпохи оказались удачны, от некоторых из них, как, например, ликвидация классно-урочной системы и внедрение комплексных учебных программ в школе, позднее пришлось отказаться. Но в историю отечественного образования этот период поисков новых путей воспитания и обучения детей и взрослых, проникнутых идеями демократизации, равенства и активности вошёл как очень интересный период массового педагогического творчества.
Эти идеи плохо сочетались с утвердившимся к 1930-м годам командно-бюрократическим стилем управления сталинской эпохи. В 1929 году А.В. Луначарский был смещён с поста наркома просвещения и назначен председателем Учёного комитета при ЦИК СССР. Академик АН СССР с 1930 года. В начале 1930-х годов Луначарский — директор института Литературы и Языка Комакадемии, директор ИРЛИ АН СССР, один из редакторов Литературной энциклопедии.
В сентябре 1933 года назначен полпредом СССР в Испанию, куда не смог прибыть по состоянию здоровья. Был заместителем главы советской делегации во время конференции по разоружению при Лиге Наций. Луначарский умер в декабре 1933 года по пути в Испанию от сердечного приступа на французском курорте Ментона Тело было кремировано, урна с прахом установлена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Вся биография

Идеи

Луначарский как организатор реформирования системы образования в постреволюционной России.

Идейной основой строительства социалистической системы образования явилась концепция «трудовой школы», охватывающая весь комплекс проблем созидания новой культуры. Школа, по Луначарскому, - инструмент, с помощью которого общество по собственному образу и подобию производит "согражданина". Полагая, что дореволюционная школа в России полностью себя изжила, выдвигал в качестве первоочередных задач проведение "внешних" (буржуазных) реформ. Важнейшими достижениями буржуазного образования Луначарского считал научность и реалистичность, выступал за использование и развитие прогрессивного опыта (в первую очередь американского и швейцарского) в условиях революционной России. Был одним из авторов первых директив советской власти по организации народного образования, провозгласивших курс на ликвидацию неграмотности и создание единой светской школы, общедоступной без каких-либо ограничений по имущественному положению, полу, национальности, управляемой на демократических принципах.

Политехнизация образования

Политехническая трудовая школа, по Луначарскому, должна опережать современность и ещё в условиях диктатуры пролетариата стать прообразом формирующихся социалистических отношений. В перспективе, считал он, необходимо, чтобы "поток просвещения был очищен от классового духа, чтобы только чистые воды науки, искусства, правды вливались в детские души, чтобы просвещение первый раз стало не классовым, а человеческим и потому именно коммунистическим" .
Политехнизация понималась Луначарским как триединая программа. Предусматривалось изучение истории культуры как поступательного освоения природы человеком, что обусловило пересмотр содержания знаний, введение комплексных программ, ориентированных на тесную связь с жизнью, реальным трудом. На смену «школы учебника и зубрёжки» должно было прийти обучение через труд, активное творчество, поэтому в учебную практику внедрялись активные методы и приёмы преподавания (экскурсии, лабораторные занятия, моделирование и т. п.). Обучение предполагало приобщение детей и подростков к общественно-полезному труду (формирование навыков в игре, знакомство с его видами в школьных мастерских, на фабриках и т. п.). Сельская школа должна была превратиться в аграрно-просветительский орган для детей и взрослых. Цель политехнической школы - воспитание широко образованных людей, мастерски владеющих своей специальностью, - противостояла узости и односторонности классического и специального технического образования.

Демократические основы организации системы образования в социалистическом государстве

Нормой школьной жизни считал предоставление свободы детям в организации спортивных, научных, театральных и музыкальных обществ. Опасаясь бюрократизма, Луначарский рассчитывал придать всему народному образованию правильный конституционный статус, предполагавший повышение заинтересованности населения в школьном деле, выборность учителей, создание обществ, комитетов по народному образованию при местных Советах. Выступал за расширение контроля населения над органами просвещения, проведение опросов общественности и публикацию их результатов, за формирование активно работающих объединений "друзей школы".
Для Луначарского было очевидно, что успешное социально-политическое и экономическое становление общества обеспечивается лишь интенсивным развитием образования. Невежество граничит со "стадностью", а "стадный человек" не способен критически анализировать жизненные явления и потому легко поддаётся бонапартизму и "вождизму". По мысли Луначарского, повторяющей логику рассуждений К. Маркса в "Капитале", "коммунизм совершенно бессмысленен, если не служит культуре", а культура, образование, наука являются не только средствами формирования социалистического уклада, но одновременно и высшей его целью.

Теория социального воспитания

Культурное богатство нового общества, по мысли Луначарского, составляет разнообразие "ярко выраженных индивидуальностей". Школа, всемерно способствуя развитию талантов каждой личности, должна также научить ребёнка с раннего возраста уважать своеобразие другого человека, жить в дружном согласии с окружающими, чувствовать и мыслить социально.
Большое значение Луначарский придавал формированию научного мировоззрения с помощью атеистической пропаганды, преподавания современного естествознания и общественных наук. Для развития гармоничной личности считал необходимым разностороннее эстетическое воспитание. Особое место в предложенной Луначарского системе эстетического развития принадлежало литературе и музыке. Ни один из видов художественного творчества, по его убеждению, не является столь "тождественным с жизнью", как музыка. В человеке потенциально заложена ритмичность всех его проявлений: поведения, речи, жеста и т. п. Музыкальное образование призвано усилить и вернуть людям эти утраченные свойства. Музыка и литература воспитывают прежде всего творческие способности, благодаря которым личность получает возможность свободно реализовать своё внутреннее содержание. Выступал в поддержку развития разнообразных форм детской художественной самодеятельности: выставок, детских клубов, театров, музыкальных праздников и т. д.

Требования к учителю и его социальному статусу

Решающую роль в осуществлении этой политики отводил школьному учителю. Как противник пролеткультовского нигилизма, Луначарский настаивал на бережном отношении к кадрам, полагая, что способные к творческой работе педагоги дореволюционной школы найдут своё место в школьном деле, несмотря на идейные разногласия.
Решение насущной проблемы подготовки новых квалифицированных специалистов Луначарский видел, в первую очередь, в обеспечении социального уважения к учителю. Долгом каждого учителя считал непрерывное педагогическое самообразование, развитие способности заинтересовать и увлечь ученика своим предметом. Педагога рассматривал при этом не как непосредственного воспитателя, а как руководителя коллектива, воздействующего на отдельные личности через развиваемые в коллективе единство, дисциплину и "чувство чести".

Все идеи

Книги

Луначарский, А.В. Этюды критические и полемические. — Москва: «Правда», 1905
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Этюды критические и полемические. — Москва: «Правда», 1905
Луначарский, А.В. Королевский брадобрей. — СПб: «Дело», 1906.
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Королевский брадобрей. — СПб: «Дело», 1906.
Луначарский, А.В. Отклики жизни. — СПБ: изд. О. Н. Поповой, 1906
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Отклики жизни. — СПБ: изд. О. Н. Поповой, 1906
Луначарский, А.В. Пять фарсов для любителей. — СПБ: «Шиповник», 1907.
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Пять фарсов для любителей. — СПБ: «Шиповник», 1907.
Луначарский, А.В Идеи в масках. — М.: «Заря», 1912.
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В Идеи в масках. — М.: «Заря», 1912.
Луначарский, А.В. Культурные задачи рабочего класса. — Петроград: «Социалист», 1917.
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Культурные задачи рабочего класса. — Петроград: «Социалист», 1917.
Луначарский, А.В. А.Н.Радищев, первый пророк и мученик революции. — Петроград: издание Петроградского совета, 1918.
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. А.Н.Радищев, первый пророк и мученик революции. — Петроград: издание Петроградского совета, 1918.
Луначарский, А.В. Диалог об искусстве. — М.: ВЦИК, 1918
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Диалог об искусстве. — М.: ВЦИК, 1918
Луначарский, А.В. Фауст и город. — Петроград: изд. Литературно-издательского отдела Наркомпроса, 191
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Фауст и город. — Петроград: изд. Литературно-издательского отдела Наркомпроса, 191
Луначарский, А.В. Маги. — Ярославль: изд. Тео Наркомпроса, 1919
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Маги. — Ярославль: изд. Тео Наркомпроса, 1919
Луначарский, А.В. Василиса премудрая. — Петроград: Гиз, 1920
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Василиса премудрая. — Петроград: Гиз, 1920
Луначарский, А.В. Иван в раю. — М.: «Дворец искусства», 1920.
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Иван в раю. — М.: «Дворец искусства», 1920.
Луначарский, А.В. Оливер Кромвель. Ист. мелодрама в 10 картинах. — М.: Гиз, 1920.
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Оливер Кромвель. Ист. мелодрама в 10 картинах. — М.: Гиз, 1920.
Луначарский, А.В. Канцлер и слесарь. — М.: Гиз, 1921
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Канцлер и слесарь. — М.: Гиз, 1921
Луначарский, А.В. Собрание сочинений: в 8 тт.– М., 1963-1967
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Собрание сочинений: в 8 тт.– М., 1963-1967
Луначарский, А.В. О воспитании и образовании / А.В. Луначарский. – М., 1976.
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. О воспитании и образовании / А.В. Луначарский. – М., 1976.
Луначарский, А.В. Об искусстве : в 2-х т.– М., 1982
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Об искусстве : в 2-х т.– М., 1982
Ещё 13 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.