Войти
EN

Анатолий Васильевич Луначарский

Российский государственный деятель, писатель, критик, искусствовед, академик Академии Наук СССР, нарком просвещения, один из наиболее ярких и талантливых представителей педагогической мысли этого периода. Был одним из авторов важнейших нормативных документов той эпохи, утвердивших единую, преемственную, бесплатную, общедоступную для народа систему образования, основанную на демократических принципах. Выделялся среди других партийных функционеров своей культурной эрудицией, гуманистическими идеями.
Годы жизни
1875 – 1933
Страна
Россия
Научная школа
Реформирование системы образования в стране победившего социализма
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1875 – 1933

Анатолий Луначарский родился в 1875 году Полтаве, от внебрачных отношений действительного статского советника Александра Ивановича Антонова (1829—1885) и Александры Яковлевны Ростовцевой (1842—1914), Отчество, фамилия и дворянское звание получены Луначарским от усыновившего его отчима Василия Фёдоровича Луначарского. Сложные семейные отношения матери и отчима, неудачные попытки развода драматически отразились на маленьком Анатолии: из-за жизни на две семьи и ссор матери и отчима ему даже пришлось остаться на второй год в гимназии.
С марксизмом познакомился ещё во время обучения в Первой мужской гимназии в Киеве В 1892 году вступил в нелегальную ученическую марксистскую организацию. Вёл пропаганду среди рабочих. Одним из гимназических товарищей Луначарского был Н.А.Бердяев. В 1895 году после окончании гимназии, отправился в Швейцарию, где поступил в Цюрихский университет.
В университете слушал курс философии и естествознания под руководством Рихарда Авенариуса; изучал труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также работы французских философов-материалистов. Большое влияние на Луначарского оказали и идеалисические воззрения Авенариуса, вступавшие в противоречие с марксистскими идея-ми. Итогом изучения эмпириокритицизма стало двухтомное исследование «Религия и социализм», одной из основных идей которого является связь философии материализма с «религиозными мечтаниями» прошлого. К швейцарскому периоду жизни Луначарского относится и сближение с социалистической группой Плеханова «Освобождение труда».
В 1896 – 1898 годах молодой Луначарский путешествовал по Франции и Италии, а в 1998 году приехал в Москву, где стал заниматься революционной работой. Неоднократно был арестован и выслан в Полтаву, затем Калугу, Вологду и Тотьму. В 1903 году, после раскола партии, Луначарский стал большевиком. В 1904, по окончании ссылки, Луначарский переехал в Женеву, где стал членом редакций большевистских газет «Пролетарий», «Вперёд». Вскоре Луначарский являлся уже одним из лидеров большевиков. Он сблизился с В.И.Лениным..
В октябре 1905 отправился для агитации в Россию; начал работать в газете «Новая жизнь»; был вскоре арестован и предан суду за революционную агитацию, — но бежал за границу. В 1906-08 году вел художественный отдел журнала «Образование». К концу 1900-х усилились философские разногласия между Луначарским и Лениным; вскоре они переросли в политическую борьбу. В 1909 году Луначарский принял активное участие в организации крайне левой группы «отзовистов», или «вперёдовцев» (по названию журнала «Вперёд», издававшегося этой группой), считавших, что социал-демократам не место в столыпинской Думе и требовавших отзыва социал-демократической фракции.
Вместе с другими «вперёдовцами» участвовал в создании партийных школ для русских рабочих на Капри и в Болонье.; для чтения лекций в этой школе приглашались представители всех фракций РСДРП. В этот период он находился под влиянием философов-эмпириокритицистов и был подвергнут Лениным жёсткой критике (в работе «Материализм и эмпириокритицизм», 1908 г). В 1907 году он участвовал в Штутгартском конгрессе Интернационала, затем — в Копенгагенском. Работал обозревателем западноевропейской литературы во многих российских газетах и журналах, высказывался против шовинизма в искусстве.
С самого начала Первой мировой войны Луначарский занял интернационалистическую позицию, которая окрепла под влиянием Ленина; был одним из основателей пацифистской газеты «Наше слово»,
В конце 1915 года переехал со своей семьей из Парижа в Швейцарию. В этот период он активно занимается проблемами педагогики и школы, изучает работы И. Песталоцци, Ф. Фребеля, знакомится с опытом работы новых экспериментальных школ и рабочих клубов.
После известия о Февральской революции 1917 года Луначарский; оставив семью в Швейцарии, возвращается в Россию. Был избран делегатом Первого Всероссийского съезда советов (3-24 июня 1917 года.) Выступал с обоснованием идеи роспуска Государственной Думы и Государственного совета, передачи власти «трудовым классам народа». В июле вошёл в редакцию созданной Максимом Горьким газеты «Новая Жизнь», с которой сотрудничал с момента своего возвращения. Но вскоре был обвинён Временным правительством в государственной измене и арестован. Около двух недель находился в тюрьме «Кресты».
Во время корниловского выступления настаивал на передаче власти Советам. С августа 1917 Луначарский работал в газете «Пролетарий» и в журнале «Просвещение»; вёл активную культурно-просветительскую деятельность среди пролетариата; стоял за созыв конференции пролетарских просветительских обществ.
После Октябрьской революции вошёл в правительство в качестве наркома просвещения. Возглавлял Наркомпрос до 1929 года. А.В. Луначарский в качестве наркома просвещения сыграл важную роль в привлечении старой интеллигенции на сторону большевиков. В первые послереволюционные месяцы он активно отстаивал сохранение исторического и культурного наследия.
Как нарком просвещения принимал активное участие в реформировании системы образования постреволюционной России. Был одним из авторов важнейших нормативных документов той эпохи, утвердивших единую, преемственную, бесплатную, общедоступную для народа систему образования без каких-либо ограничений по имущественному положению, полу, национальности, основанную на демократических принципах управления («Положение о единой трудовой школе» и «Основные принципы единой трудовой школы» как её теоретическое обоснование). Не все эксперименты той сложной реформаторской эпохи оказались удачны, от некоторых из них, как, например, ликвидация классно-урочной системы и внедрение комплексных учебных программ в школе, позднее пришлось отказаться. Но в историю отечественного образования этот период поисков новых путей воспитания и обучения детей и взрослых, проникнутых идеями демократизации, равенства и активности вошёл как очень интересный период массового педагогического творчества.
Эти идеи плохо сочетались с утвердившимся к 1930-м годам командно-бюрократическим стилем управления сталинской эпохи. В 1929 году А.В. Луначарский был смещён с поста наркома просвещения и назначен председателем Учёного комитета при ЦИК СССР. Академик АН СССР с 1930 года. В начале 1930-х годов Луначарский — директор института Литературы и Языка Комакадемии, директор ИРЛИ АН СССР, один из редакторов Литературной энциклопедии.
В сентябре 1933 года назначен полпредом СССР в Испанию, куда не смог прибыть по состоянию здоровья. Был заместителем главы советской делегации во время конференции по разоружению при Лиге Наций. Луначарский умер в декабре 1933 года по пути в Испанию от сердечного приступа на французском курорте Ментона Тело было кремировано, урна с прахом установлена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Вся биография

Идеи

Луначарский как организатор реформирования системы образования в постреволюционной России.

Идейной основой строительства социалистической системы образования явилась концепция «трудовой школы», охватывающая весь комплекс проблем созидания новой культуры. Школа, по Луначарскому, - инструмент, с помощью которого общество по собственному образу и подобию производит "согражданина". Полагая, что дореволюционная школа в России полностью себя изжила, выдвигал в качестве первоочередных задач проведение "внешних" (буржуазных) реформ. Важнейшими достижениями буржуазного образования Луначарского считал научность и реалистичность, выступал за использование и развитие прогрессивного опыта (в первую очередь американского и швейцарского) в условиях революционной России. Был одним из авторов первых директив советской власти по организации народного образования, провозгласивших курс на ликвидацию неграмотности и создание единой светской школы, общедоступной без каких-либо ограничений по имущественному положению, полу, национальности, управляемой на демократических принципах.

Политехнизация образования

Политехническая трудовая школа, по Луначарскому, должна опережать современность и ещё в условиях диктатуры пролетариата стать прообразом формирующихся социалистических отношений. В перспективе, считал он, необходимо, чтобы "поток просвещения был очищен от классового духа, чтобы только чистые воды науки, искусства, правды вливались в детские души, чтобы просвещение первый раз стало не классовым, а человеческим и потому именно коммунистическим" .
Политехнизация понималась Луначарским как триединая программа. Предусматривалось изучение истории культуры как поступательного освоения природы человеком, что обусловило пересмотр содержания знаний, введение комплексных программ, ориентированных на тесную связь с жизнью, реальным трудом. На смену «школы учебника и зубрёжки» должно было прийти обучение через труд, активное творчество, поэтому в учебную практику внедрялись активные методы и приёмы преподавания (экскурсии, лабораторные занятия, моделирование и т. п.). Обучение предполагало приобщение детей и подростков к общественно-полезному труду (формирование навыков в игре, знакомство с его видами в школьных мастерских, на фабриках и т. п.). Сельская школа должна была превратиться в аграрно-просветительский орган для детей и взрослых. Цель политехнической школы - воспитание широко образованных людей, мастерски владеющих своей специальностью, - противостояла узости и односторонности классического и специального технического образования.

Демократические основы организации системы образования в социалистическом государстве

Нормой школьной жизни считал предоставление свободы детям в организации спортивных, научных, театральных и музыкальных обществ. Опасаясь бюрократизма, Луначарский рассчитывал придать всему народному образованию правильный конституционный статус, предполагавший повышение заинтересованности населения в школьном деле, выборность учителей, создание обществ, комитетов по народному образованию при местных Советах. Выступал за расширение контроля населения над органами просвещения, проведение опросов общественности и публикацию их результатов, за формирование активно работающих объединений "друзей школы".
Для Луначарского было очевидно, что успешное социально-политическое и экономическое становление общества обеспечивается лишь интенсивным развитием образования. Невежество граничит со "стадностью", а "стадный человек" не способен критически анализировать жизненные явления и потому легко поддаётся бонапартизму и "вождизму". По мысли Луначарского, повторяющей логику рассуждений К. Маркса в "Капитале", "коммунизм совершенно бессмысленен, если не служит культуре", а культура, образование, наука являются не только средствами формирования социалистического уклада, но одновременно и высшей его целью.

Теория социального воспитания

Культурное богатство нового общества, по мысли Луначарского, составляет разнообразие "ярко выраженных индивидуальностей". Школа, всемерно способствуя развитию талантов каждой личности, должна также научить ребёнка с раннего возраста уважать своеобразие другого человека, жить в дружном согласии с окружающими, чувствовать и мыслить социально.
Большое значение Луначарский придавал формированию научного мировоззрения с помощью атеистической пропаганды, преподавания современного естествознания и общественных наук. Для развития гармоничной личности считал необходимым разностороннее эстетическое воспитание. Особое место в предложенной Луначарского системе эстетического развития принадлежало литературе и музыке. Ни один из видов художественного творчества, по его убеждению, не является столь "тождественным с жизнью", как музыка. В человеке потенциально заложена ритмичность всех его проявлений: поведения, речи, жеста и т. п. Музыкальное образование призвано усилить и вернуть людям эти утраченные свойства. Музыка и литература воспитывают прежде всего творческие способности, благодаря которым личность получает возможность свободно реализовать своё внутреннее содержание. Выступал в поддержку развития разнообразных форм детской художественной самодеятельности: выставок, детских клубов, театров, музыкальных праздников и т. д.

Требования к учителю и его социальному статусу

Решающую роль в осуществлении этой политики отводил школьному учителю. Как противник пролеткультовского нигилизма, Луначарский настаивал на бережном отношении к кадрам, полагая, что способные к творческой работе педагоги дореволюционной школы найдут своё место в школьном деле, несмотря на идейные разногласия.
Решение насущной проблемы подготовки новых квалифицированных специалистов Луначарский видел, в первую очередь, в обеспечении социального уважения к учителю. Долгом каждого учителя считал непрерывное педагогическое самообразование, развитие способности заинтересовать и увлечь ученика своим предметом. Педагога рассматривал при этом не как непосредственного воспитателя, а как руководителя коллектива, воздействующего на отдельные личности через развиваемые в коллективе единство, дисциплину и "чувство чести".

Все идеи

Книги

Луначарский, А.В. Этюды критические и полемические. — Москва: «Правда», 1905
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Этюды критические и полемические. — Москва: «Правда», 1905
Луначарский, А.В. Королевский брадобрей. — СПб: «Дело», 1906.
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Королевский брадобрей. — СПб: «Дело», 1906.
Луначарский, А.В. Отклики жизни. — СПБ: изд. О. Н. Поповой, 1906
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Отклики жизни. — СПБ: изд. О. Н. Поповой, 1906
Луначарский, А.В. Пять фарсов для любителей. — СПБ: «Шиповник», 1907.
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Пять фарсов для любителей. — СПБ: «Шиповник», 1907.
Луначарский, А.В Идеи в масках. — М.: «Заря», 1912.
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В Идеи в масках. — М.: «Заря», 1912.
Луначарский, А.В. Культурные задачи рабочего класса. — Петроград: «Социалист», 1917.
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Культурные задачи рабочего класса. — Петроград: «Социалист», 1917.
Луначарский, А.В. А.Н.Радищев, первый пророк и мученик революции. — Петроград: издание Петроградского совета, 1918.
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. А.Н.Радищев, первый пророк и мученик революции. — Петроград: издание Петроградского совета, 1918.
Луначарский, А.В. Диалог об искусстве. — М.: ВЦИК, 1918
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Диалог об искусстве. — М.: ВЦИК, 1918
Луначарский, А.В. Фауст и город. — Петроград: изд. Литературно-издательского отдела Наркомпроса, 191
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Фауст и город. — Петроград: изд. Литературно-издательского отдела Наркомпроса, 191
Луначарский, А.В. Маги. — Ярославль: изд. Тео Наркомпроса, 1919
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Маги. — Ярославль: изд. Тео Наркомпроса, 1919
Луначарский, А.В. Василиса премудрая. — Петроград: Гиз, 1920
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Василиса премудрая. — Петроград: Гиз, 1920
Луначарский, А.В. Иван в раю. — М.: «Дворец искусства», 1920.
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Иван в раю. — М.: «Дворец искусства», 1920.
Луначарский, А.В. Оливер Кромвель. Ист. мелодрама в 10 картинах. — М.: Гиз, 1920.
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Оливер Кромвель. Ист. мелодрама в 10 картинах. — М.: Гиз, 1920.
Луначарский, А.В. Канцлер и слесарь. — М.: Гиз, 1921
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Канцлер и слесарь. — М.: Гиз, 1921
Луначарский, А.В. Собрание сочинений: в 8 тт.– М., 1963-1967
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Собрание сочинений: в 8 тт.– М., 1963-1967
Луначарский, А.В. О воспитании и образовании / А.В. Луначарский. – М., 1976.
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. О воспитании и образовании / А.В. Луначарский. – М., 1976.
Луначарский, А.В. Об искусстве : в 2-х т.– М., 1982
Анатолий Васильевич Луначарский
Не найдена в свободном доступе
Луначарский, А.В. Об искусстве : в 2-х т.– М., 1982
Ещё 13 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.